Хадис о слепом человеке

24.10.2011 | Автор:

Имам Ахмад и другие (мухаддисы) передали через достоверную цепочку передатчиков хадис Усмана бин Хунейфа: «Однажды к Пророку пришел слепой мужчина и сказал: «Обратись с мольбой к Аллаху, чтобы Он исцелил меня». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: «Если хочешь, я обращусь к Нему с мольбой за тебя, но если ты пожелаешь проявить терпение1, то так будет лучше для тебя».

Мужчина сказал: «Обратись к Нему с мольбой!». Он صلى الله عليه وسلم велел ему совершить малое омовение надлежащим и тщательным образом, а потом совершить намаз из двух ракатов и обратиться к Аллаху со следующей мольбой: «О, Аллах! Поистине, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего пророка Мухаммада – пророка милости! О Мухаммад, посредством Тебя я обратился к моему Господу по нужде своей! Удовлетвори же мою просьбу, о Аллах, прими его заступничество за меня [и мое заступничество за него]». Мужчина сделал это и выздоровел»2.

Наши оппоненты полагают, что этот хадис свидетельствует о допустимости приближения к Аллаху, обращаясь к Нему с мольбами ради высокого положения Пророка صلى الله عليه وسلم или других праведников. Они считают, что Пророк велел слепому мужчине приблизиться к Аллаху, обратившись к Нему с мольбой помочь ему ради него صلى الله عليه وسلم и после того, как тот сделал это, к нему вернулось зрение.

Мы же считаем, что этот хадис не является доводом в пользу такого сомнительного способа приближения к Аллаху, как просьба ради кого-либо из творений. Напротив, этот хадис является еще одним доказательством в пользу третьего дозволенного в Шариате способа приближения к Аллаху, о котором мы уже говорили ранее. Слепой мужчина искал приближение к Аллаху посредством мольбы Пророка صلى الله عليه وسلم и в самом хадисе есть много свидетельств в пользу этого. Вот лишь некоторые из них:

Во-первых, слепой мужчина пришел к Пророку صلى الله عليه وسلم, чтобы тот обратился за него с мольбой к Аллаху. Ведь именно поэтому он сказал: «Обратись с мольбой к Аллаху, чтобы Он исцелил меня». Он хотел приблизиться к Всевышнему Аллаху посредством мольбы Его пророка صلى الله عليه وسلم, потому что знал, что его мольба принимается Аллахом быстрее, чем мольба других людей.

Если бы он собирался попросить Аллаха исцелить его ради Пророка صلى الله عليه وسلم или ради его высокого положения, то не было бы необходимости приходить к самому Пророку и просить его обратиться за него с мольбой к Аллаху. Ему было бы достаточно остаться дома и обратиться к Господу со словами, которые произносят некоторые люди, например: «О, Аллах! Ради Твоего пророка и ради его высокого положения перед Тобой я прошу Тебя исцелить меня и вернуть мне зрение». Однако он не сделал этого. Почему? Да потому что он был арабом и прекрасно понимал истинный смысл слова «тавассул» в арабском языке. Он знал, что недостаточно просто упомянуть в мольбе имя человека, посредством которого ты собираешь приблизиться к Аллаху, а необходимо отправиться к тому, кого ты считаешь праведником, обладающим знаниями о Коране и Сунне, и попросить его обратиться за тебя с мольбой к Аллаху.

Во-вторых, Пророк صلى الله عليه وسلم пообещал слепому мужчине обратиться за него с мольбой к Аллаху и при этом дал ему добрый совет, разъяснив, что будет лучше для него. Так, он сказал: «Если хочешь, я обращусь к Нему с мольбой за тебя, но если ты пожелаешь проявить терпение, то так будет лучше для тебя»…

Второе предложение Пророка صلى الله عليه وسلم разъясняется другим хадисом, в котором сообщается, что Всеблагой и Всевышний Господь сказал: «Если Я подвергну Моего раба испытанию, лишив его двух дорогих ему органов (т.е. глаз), и он проявит терпение, то Я возмещу их ему Раем». Этот хадис передал аль-Бухари со слов Анаса. См. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (2010).

В-третьих, слепой мужчина настоял на том, чтобы Пророк صلى الله عليه وسلم обратился за него с мольбой к Аллаху, сказав: »Обратись к Нему с мольбой!». Из этого следует, что Посланник صلى الله عليه وسلم обратился за него с мольбой к Аллаху, ибо он обещал слепому мужчине сделать это, если тот пожелает, и он всегда сдерживал свои обещания. Мужчина пожелал, чтобы он обратился за него с мольбой к Аллаху, и это значит, что Посланник صلى الله عليه وسلم обратился за него с мольбой к Аллаху, что и следовало доказать. В то же время Пророк сильно желал, чтобы Аллах принял его мольбу за слепого мужчину, и поэтому из своего сострадания к нему он велел ему воспользоваться вторым дозволенным в Шариате способом приближения к Аллаху – попросить Господа помочь ему ради совершенного им праведного поступка. Он хотел, чтобы мужчина собрал благо разными путями, и приказал ему совершить малое омовение и совершить намаз из двух ракатов, а потом обратиться к Аллаху с мольбой за себя. Все эти богоугодные поступки должны были сопутствовать мольбе за него Пророка صلى الله عليه وسلم.

Как мы уже говорили, в этом и заключается смысл слов Всевышнего: وابتغوا إليه الوسيلة «…ищите приближение к Нему…» (сура »Трапеза», аят 35). Следовательно, Посланник صلى الله عليه وسلم не только не ограничился обещанной мольбой за слепого мужчину, но еще и приказал ему совершить богоугодные дела, которые должны были еще больше приблизить его к Пречистому и Всевышнему Аллаху. Он хотел, чтобы их усилия были совершенными во всех отношениях, чтобы Пречистый и Всевышний Аллах поскорее принял их и остался доволен ими.

Одним словом, совершенно очевидно, что центральной частью всей этой истории была мольба Пророка صلى الله عليه وسلم и в ней ничего не говорится о том, о чем заявляют наши оппоненты. Однако шейх аль-Гимари не заметил или не захотел замечать этого. В своей книге «Мисбах аз-Зуджаджа» (стр. 24) он пишет: «Слова «если хочешь, я обращусь к Нему с мольбой за тебя» означают «если хочешь, я научу тебя мольбе, с которой ты обратишься к Нему, и я укажу тебе на нее». Такое толкование необходимо для того, чтобы согласовать начало и конец хадиса».

Я же (т.е. шейх аль-Албани — прим. ред.) считаю, что такое толкование неверно сразу по нескольким причинам. Прежде всего, слепой мужчина попросил Пророка صلى الله عليه وسلم обратиться за него с мольбой к Аллаху, а не научить его словам мольбы. Пророк сказал ему в ответ: » Если хочешь, я обращусь к Нему с мольбой за тебя…» Вне всякого сомнения, он имел в виду, что обратится за него с мольбой к Аллаху. Именно такой смысл хадиса полностью согласуется с его окончанием, и поэтому мы видим, что аль-Гимари не стал толковать слова, содержащиеся в конце хадиса «О, Аллах! Прими его заступничество за меня и мое заступничество за него», – поскольку, как уже было отмечено ранее, они ясно указывают на то, что слепой мужчина надеялся именно на мольбу Пророка صلى الله عليه وسلم.

Далее аль-Гимари пишет: «Если мы допустим, что Пророк صلى الله عليه وسلم обратился к Аллаху с мольбой за слепого, то это не мешает нам отнести данный хадис и к остальным людям».

Я (т.е. шейх аль-Албани — прим. ред.) говорю: это – откровенная софистика. Никто и не отрицает, что выводы из этого хадиса распространяются не только на слепого мужчину, но и на всех, за кого обращался с мольбами Пророк صلى الله عليه وسلم. Что же касается мольбы Пророка за тех, кто ищет его посредничества по разным поводам после его кончины, то об этом ничего не известно, и поэтому согласно Шариату поступать так не дозволяется. Кроме того, сами же наши оппоненты не разрешают просить Пророка صلى الله عليه وسلم обратиться за них с мольбой к Аллаху после того, как он умер. Следовательно, допущение аль-Гимари является доводом против него самого.

В-четвертых, в мольбе, которой посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم обучил слепого мужчину, есть такие слова: «О, Аллах! Прими его заступничество за меня…» Это значит, что о просьбе вернуть зрение ради Пророка صلى الله عليه وسلم или его высокого положения и речи не было. Смысл же этих слов таков: » О, Аллах! Прими заступничество Пророка, т.е. прими его мольбу за меня, чтобы ко мне вернулось зрение».

Лексическое значение слова «заступничество» (аш-шафа’а) – «мольба». Именно такой смысл вкладывается в это слово, когда речь идет о заступничестве Пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم и других пророков и праведников в День воскресения. Однако слово «заступничество» имеет менее широкий смысл, чем слово «мольба», поскольку заступничество имеет место только тогда, когда двое людей хотят добиться одной цели, и один из них ходатайствует за другого. Иначе обстоит дело, когда человек просто взывает с мольбой к Аллаху, не ходатайствуя за кого-либо другого.

В толковом словаре «Лисан аль-Араб» сказано: «Заступничеством (аш-шафа’а) называется просьба того, кто ходатайствует перед правителем за другого человека. Заступник (аш-шаафи’) – это тот, кто просит за другого человека, пожелавшего посредством него добиться желаемого. Люди говорят: «Я прибег к заступничеству такого-то перед таким-то, позволь же мне теперь заступиться за него»».

Таким образом снова доказано то, что слепой мужчина надеялся приблизиться к Аллаху посредством мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а не посредством него самого.

В-пятых, Пророк صلى الله عليه وسلم велел слепому человеку сказать: «прими … мое заступничество за него «3. Это значит: «Прими мою мольбу о том, чтобы его صلى الله عليه وسلم заступничество было принято, т.е. прими его мольбу, чтобы ко мне вернулось зрение». Таково единственно верное толкование этой фразы. Именно поэтому наши оппоненты делают вид, что они не знают этого. Они избегают разъяснения этой фразы, потому что она разрушает выстроенные ими принципы до основания. Когда они слышат о ней, то смотрят на тебя так, словно они упали в обморок. Причина же этого заключается в том, что заступничество Посланника صلى الله عليه وسلم за слепого мужчину ясно каждому, а вот как слепой мужчина мог заступиться за Посланника? У них вообще нет объяснения этому.

О том, что эта фраза разрушает их рационалистические толкования, свидетельствует уже тот факт, что ни один из наших оппонентов не использует ее в своих мольбах. Никто из них не говорит: «О, Аллах! Прими заступничество Твоего пророка за меня и мое заступничество за него!».

В-шестых, богословы отнесли эту историю к чудесам Пророка صلى الله عليه وسلم и к тем его мольбам, которые были приняты Всевышним Аллахом. Внимая его благословенным мольбам, Аллах помогал ему творить чудеса и исцелять больных, и именно посредством его мольбы за слепого Аллах вернул этому мужчине зрение. Вот почему аль-Бейхаки привел этот хадис в книге «Далаил ан-Нубувва» («Доказательства пророчества»). Аналогичным образом поступили и другие авторы, писавшие книги на эту тему.

Все это указывает на то, что причиной исцеления слепого была именно мольба Пророка صلى الله عليه وسلم за него. Это подтверждается и тем, что далеко не каждый слепой исцеляется даже тогда, когда он искренне взывает к Всевышнему Аллаху. Более того, вряд ли хотя бы один из них может излечиться от этого недуга таким путем. Возможно даже, что такое вообще никогда не происходит. Но если бы тайна исцеления того слепого заключалась в том, что он попросил Аллаха исцелить его ради высокого положения Пророка صلى الله عليه وسلم как полагают некоторые мусульмане в наше время, то многие слепые могли бы избавиться от слепоты, попросив Аллаха об этом ради его صلى الله عليه وسلم высокого положения. Тем более что иногда они просят Аллаха не только ради него, но и ради других пророков и посланников, а также ради всех святых, мучеников и праведников. Они просят ради всех ангелов, людей и джиннов, которые занимают высокое положение перед Аллахом! Тем не менее, мы не знаем (и полагаю, что никто не знает) никого, кто бы излечился от слепоты таким способом за многие века, минувшие со дня кончины Пророка صلى الله عليه وسلم.

Если уважаемому читателю стало ясно, что слепой мужчина искал приближение к Аллаху посредством мольбы Пророка صلى الله عليه وسلم и что эта история не имеет никакого отношения к тем, кто разрешает просить Аллаха ради кого-либо из творений, то мы перейдем к рассмотрению смысла слов слепого: «О, Аллах! Я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего пророка Мухаммада».

Они означают: «О, Аллах! Я ищу приближение к Тебе посредством мольбы Твоего пророка». Получается, что в мольбе слепого мужчины опущено слово, определяемое родительным падежом (мудаф). Этот прием хорошо известен в арабском языке. В качестве примера можно привести слова Всевышнего: وسئل القرية التي كنا فيها، والعير التي اقبلنا فيها «Спроси жителей селения, в котором мы были, и хозяев каравана, с которым мы вернулись» (сура »Йусуф», аят 82). В арабском тексте этого аята опущены слова «жители» (аль-ахль) и «хозяева» (аль-асхаб), и по этому поводу нет разногласий между нами и нашими оппонентами. То есть, в нем опущены слова, определяемые родительным падежом (мудаф).

С аналогичным случаем мы уже встречались в словах Умара, когда тот прибег к посредничеству аль-Аббаса. Таким образом, мольбу слепого мужчины можно истолковать по-разному: Например: «О, Аллах! Я обращаюсь к тебе посредством высокого положения Твоего пророка! О Мухаммад, посредством тебя и твоего высокого положения перед моим Господом я обратился к Нему». Этому толкованию отдают предпочтение наши оппоненты.

Возможно также, – и мы придерживаемся этого мнения, – что его слова означали: «О, Аллах! Я обращаюсь к Тебе посредством мольбы Твоего пророка! О Мухаммад, посредством твоей мольбы я обратился к моему Господу».

Безусловно, чтобы отдать предпочтение одному из двух мнений, нужно опираться на убедительные доводы.

Что касается первого толкования, которого придерживаются наши оппоненты, то оно не подтверждается ни хадисами, ни какими-либо другими доводами. Из контекста хадиса ни прямо, ни косвенно не следует, что слепой мужчина просил Аллаха об исцелении ради высокого положения Пророка صلى الله عليه وسلم. На это нет даже единого намека. Более того, ни в Коране, ни в Сунне, ни в деяниях сподвижников нет никаких свидетельств того, что разрешается искать приближение к Аллаху посредством высокого положения кого-либо из творений. Следовательно, предположение наших оппонентов не опирается на доказательства, и его не следует принимать во внимание. Хвала же за это надлежит Аллаху!

Что же касается второго толкования, которого придерживаемся мы, то оно подтверждается многими доводами, приведенными ранее. Наконец, следует отметить, что из первой части хадиса о слепом мужчине на первый взгляд кажется, что больной попросил Аллаха исцелить его ради самого Пророка صلى الله عليه وسلم. В таком случае получается, что нужно отбросить концовку хадиса: «О, Аллах! Прими его заступничество за меня и мое заступничество за него». Совершенно ясно, что отбрасывать ничего нельзя, и мы обязаны согласовать начало хадиса и его окончание. А для этого нет иного пути, кроме как признать, что слепой мужчина искал приближение к Аллаху посредством мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что и требовалось доказать. Следовательно, это предание не указывает на законность поиска приближения к Аллаху посредством самих творений, и хвала за это надлежит Аллаху!

Мне остается лишь добавить, что если бы слепой мужчина действительно попросил Аллаха помочь ему ради самого Пророка, то подобное суждение относилось бы к особенностям посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم. При этом люди все равно не имели бы права молить Аллаха ради других пророков и праведников, равняя их с Пророком Мухаммадом صلى الله عليه وسلم, поскольку подобные действия отвергаются здравым смыслом.

Пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم был господином всех посланников и лучшим среди них, и поэтому Аллах мог почтить его такой особенностью. Есть много других особенностей, которые присущи только ему одному صلى الله عليه وسلم, и в этих вопросах нет места для проведения аналогий (кыясат). И если кто-либо предполагает, что слепой мужчина попросил Аллаха исцелить его ради Пророка, то он должен ограничиться этим и не просить Аллаха ради кого-либо другого. Известно, что так поступали имам Ахмад и шейх аль-Изз бин Абд ас-Салам, да смилостивится над ними Аллах.

Такой вывод можно сделать, исследовав этот вопрос без пристрастия и предвзятости, а помогает принять верное решение только Всевышний Аллах.

_________________________

1 В другой версии хадиса сообщается: «…но если хочешь, я отложу свою мольбу, и так будет лучше для тебя».

2 Этот хадис передали имам Ахмад (4/138), ат-Тирмизи (4/281-282, «Тухфат аль-Ахвази»), Ибн Маджа (1/418), ат-Табарани в «аль-Муджам аль-Кабире» (3/2/2), аль-Хаким (1/313) через Усмана бин Умара (учителя имама Ахмада) от Шубы от Абу Джафара аль-Мадани, который слышал, как Умара бин Хузейма рассказывал его от Усмана бин Хунейфа.

3 Достоверно известно, что последняя фраза тоже относится к хадису. Она упоминается в версиях имама Ахмада и аль-Хакима. Последний назвал эту версию хадиса достоверной, и с этим согласился аз-Захаби. Одной только этой фразы достаточно для того, чтобы опровергнуть любые попытки истолковать этот хадис как доказательство того, что можно просить Аллаха ради кого-либо из творений. К сожалению, именно так его трактуют некоторые современные авторы. Очевидно, они понимают, насколько убедительным является этот довод, и поэтому вообще не цитируют эту последнюю фразу в хадисе. Конечно, это лишний раз свидетельствует о том, что им нельзя доверять в передаче хадисов. Предыдущую фразу: «О, Аллах! Прими его заступничество за меня» они преподносят как свидетельство в пользу того, что разрешается просить Аллаха о чем-либо ради творений. Однако они не разъясняют читателям, на каком основании они делают такие выводы. Они думают, что на нет и суда нет!

Из книги «Поиск приближения к Аллаху: его правила и виды», которую составил Мухаммад Ид аль-Аббаси по лекциям и статьям Мухаммада Насируддина аль-Албани, да смилостивится над ним Аллах.

Мухаммад Насируддин аль-Албани
Перевод с арабского: Соколов Тимур
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.