Хадис о достоинстве Басмалы и о том, что он защитит от 19 стражей Ада

05.12.2013 | Автор:

Вопрос: Достоверен ли хадис: «Тот, кто хочет, чтобы Всевышний Аллах спас его от 19 стражей Ада, пусть  читает: Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного (бисми-Лляхи-р-Рахьмани-р-Рахим). В ней 19 букв, и каждую из этих букв Всевышний Аллах сделает защитой от одного из них».

Ответ: Хвала Аллаху.

Это предание (асар) привел аль-Къуртуби в «аль-Джами’ аль-Ахькам аль-Къуран» (1/92) и Ибн Касир в своем тафсире (1/18) от Ваки’а, который передал его от А’маша, который передал от Абу Ваиля, который передал со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах. Это не слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Это цепочка передатчиков достоверна от Ваки’а до Ибн Мас’уда.

Хотя аль-А’маш был фальсификатором (мудаллис), сообщения, которые он передал от тех, с кем он провел много времени и от кого он много передал — как Ибрахим ан-Наха’и и Абу Ваиль — принимаются.

Аз-Захаби в биографии аль-А’маша сказал: «Он использует слова с неоднозначным смыслом, создавая ложно впечатление, что он услышал это от своего шейха. Так же он передал от слабого передатчика, не осознавая этого. Когда он говорит: «Он сказал нам» (хьаддасана), то нет проблем. Но когда он говорит: «От» (‘ан), то есть вероятность фальсификации (тадлис), кроме случаев, когда он передает от шейхов, от которых он много передал, как Ибрахим, Абу Ваиль и Абу Салих ас-Самман. Когда он передает от них, это говорит о непрерывности цепочки передатчиков». «Мизан аль-И’тидаль» (2/224).

Но остается вопрос об остальных передатчиках, кроме Ваки’а. Аль-Къуртуби и Ибн Касир не привели полного иснада этого предания. Возможно, по этой причине выдающийся ученый Ахмад Шакир исключил его из сокращенного сборника под названием «’Умда ат-Тафсир», в предисловии которого говорится, что он исключил все слабые хадисы и те, в иснаде которых есть недостаток.

Однако ас-Суйуты в «ад-Дар аль-Мунсур» (1/26) отнес это предание к имаму Ваки’а бин аль-Джаррах,  автору известного тафсира. См. «аль-Маджму’ аль-Муассас» аль-Хафиза Ибн Хаджар (стр. 113).

Если это достоверно, то иснад является достоверным, и предание от Ибн Мас’уда – да будет доволен им Аллах — так же является достоверным.

А Аллах знает лучше.

Islam Q&A, фатва № 107048
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.