Дуа о праведности новорожденного
Вопрос: Поздравляя с рождением дочери, я сказал: «Пусть Аллах сделает её праведной, вырастит её благонравной и сделает её благочестивой по отношению к своим родителям!» Есть ли в моей мольбе ошибка?
Ответ: Хвала Аллаху.
Нет греха в обращении к Аллаху с мольбой за новорожденного или новорожденную словами «Пусть Аллах сделает её праведной, вырастит её прекрасной и сделает её благочестивой к своим родителям». В этом предложении использованы глаголы в настоящем времени, но в значении будущего (в арабском оригинале использовано настоящее время, но со значением будущего – прим. пер.), то есть выражается желание, чтобы она выросла и повзрослела праведной и проявляла благочестие по отношению к родителям. Как сказал Ибн аль-Варрак (ум. 381 г.х.) в своей книге «‘Иляль ан-нахьв» (1/563): «Глагол настоящего времени (в арабском языке – прим. пер.) используется для двух времен (настоящего и будущего)». Аз-Замахшари (ум. 538 г.х.) сказал: «Он используется для настоящего и будущего времени». Аль-Муфассаль фи Сын‘а аль-И‘раб (стр. 321).
Особая форма поздравления с новорожденным в Сунне не установлена. Существует лишь предание, которое передают от ‘Али ибн аль-Джа‘да в «аль-Муснаде» (стр. 488). Он сказал: «Аль-Хайсам ибн Джаммаз сообщил мне, что один мужчина, находясь у аль-Хасана, сказал: “Поздравляю тебя с рождением всадника!” Тогда аль-Хасан сказал: “Что это значит: всадника? Может, он будет седлать коров или ослов? Лучше говори: Да воздашь ты Дарителю благодарностью, да будет тот, кто дарован тебе, благословенным, достигнет полной зрелости, и да будет тебе дано увидеть проявление его почтительности”».
Цепочка передатчиков этого хадиса слаба, так как в ней есть аль-Хайсам ибн Джаммаз, которого Йахъя ибн Ма‘ин считал слабым. Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Люди оставили его (то есть не принимали хадисы – прим. пер.)». Ан-Насаи сказал: «Он — оставленный». Лисян аль-Мизан (8/352).
У этого хадиса есть другая цепочка передатчиков, однако и в ней есть слабость. По этой цепочке передает Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» (59/276), что Му‘авийи ибн Мухаммада аль-Азари сказал: «Ахмад ибн Ибрахим ибн Баккар аль-Кураши сказал, что ему передал Са‘ид ибн Нусайр, он сказал, что ему передал Касир ибн Хишам, а тому – Кульсум ибн Джаушан: “К аль-Хасану пришел мужчина… (и упомянул хадис)”».
Вне поклонения мольба, в основе,не щграничена определенной формулировкой. Поэтому человек, желающий обратиться к Аллаху за другого, может выбрать ту форму, которая ему нравится, и которая лучше выражает его мысли. Ученые считали желательным использовать мольбу, которая передается от аль-Хасана аль-Басри, как об этом сказал ан-Навави в «аль-Маджму‘» (8/443), в «аль-Азкяр» (стр. 289), а также Ибн Кудама в «аль-Мугни» (9/464).
Также ученые считали желательным использовать форму мольбы, которая передается от Айуба аль-Сахтийани, да помилует его Аллах. Он поздравлял с новорожденным словами: «Да сделает Аллах его благословенным для тебя и для общины Мухаммада /джа‘аляху-Ллаху мубаракян ‘алейка ва ‘аля уммати Мухаммад/». Приводит Ибн Аби ад-Дунья в «аль-‘Ийаль» (номер 202). Он сказал: «Рассказал нам Халид ибн Хыдаш, рассказал нам Хаммад ибн Зейд: “Обычно Айуб…” (и приводил это предание)». Это так же передал ат-Табарани в «ад-Ду‘а». (1/294).
Такая же форма поздравления передается и от аль-Хасана аль-Басри с хорошей цепочкой передатчиков. Это передает ат-Табарани в «ад-Ду‘а» (стр. 1243). Исследователь книги, доктор Мухаммад аль-Бухари, сказал, что у него хорошая цепочка передатчиков.
Ат-Табарани сказал: Рассказал нам Йахья ибн ‘Усман ибн Салих, ему рассказал ‘Амру ибн ар-Раби‘ ибн Тарик, ему рассказал ас-Сари ибн Йахья: «У одного мужчины, который сидел с аль-Хасаном родился сын. Один человек поздравил его и сказал: “Поздравляю тебя с рождением всадника!” Аль-Хасан сказал: “Откуда тебе знать, что он (будет) всадником? Может он будет плотником или ткачом”. Тогда мужчина спросил: „Что мне говорить?” Он ответил: “Да сделает Аллах его благословенным для тебя и для общины Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует”».
Просим Всевышнего Аллаха сделать детей всех мусульман благословенными для своих родителей и для общины Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
А Аллах знает лучше.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 205068