Десять преград между рабом и Аллахом
Первая преграда: Невежественность, по отношению к Аллаху (незнание Аллаха). Неужели ты его не знаешь? Кто узнал Аллаха, тот его полюбил… И не узнал Его никто из тех, кто не полюбил Его. И не полюбит Его никто из тех, кто не узнал Его. Поэтому Ахлу Сунна поистине были из тех, кто искал знания, они — приближённые Аллаха, которые любимы им, и они — любящие Его. Потому что, если ты узнал Аллаха больше, полюбишь Его больше.
Сказал Шуа’йб, оратор (проповедник) пророков, своему народу: «Просите прощения у своего Господа, а затем раскайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь – Милосердный, Любящий»». Сура Худ, 11:90.
Исказал твой Господь, велико Его могущество: «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью». Сура Марйам, 19:96.
Поистине, самая грубая преграда – это невежественность по отношению к Аллаху и Его незнание. Поэтому человек враг того, чего не знает. Поистине те, которые не знают Аллаха, грешат Ему, презирают и ненавидят Его. Те, кто незнают Аллаха, поклоняются сатане помимо Него. Поэтому призыв Аллаха, о знании был в первую очередь: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин». Сура Мухаммад, 47:19.
Поэтому лекарство – познание Аллаха истинным познанием. И если ты узнал Его истинным познанием, тогда ты будешь жить истинным покаянием.
Вторая преграда: Нововведение (новшества) в религии. Кто вводит нововведения, тот будет удалён от Аллаха по причине этого нововведения. И будет его нововведение преградой между ним и Аллахом до тех пор, пока он не избавится от неё. Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто совершил в нашем деле (т.е. Ислам) то, что не входит в него, то его дело будет отвергнуто». Хадис согласован.
Для принятия праведного дела есть два условия:
– Искренность; чтобы оно было ради одного Аллаха, у которого нет сотоварища.
– Следование; чтобы оно было в соответствии с сунной Пророка صلى الله عليه وسلم.
И то, что не входит в эти два условия, не называются праведным и не принемается у Аллаха, потому что поистине Он принимает только хорошее праведное дело. Поэтому нововведение — это препятсвтие, которое будет запрещать принятие дела у Аллаха. А это запрещает достижение раба места в раю. И это будет препятствием между рабом и его Господом. Потому что тот, кто вводит нововведения, следует своим страстям, а не на пути своего Господа. Его страсти – препятствие между ним и Аллахом. И то, что он ввёл не из числа того, чего разрешил Аллах. Что касается самого человека, который вводит нововведения, то он хуже того, кто совершает грех.
Третья преграда: Большие скрытые грехи. Их много, как например; самодовольство, выскомерие, зависть, лицемерие, тщеславие, самообольщение. И эти скрытые грехи хуже, чем большие явные грехи. Даже хуже, чем прелюбодеяние, употребление спиртного или же воровство.
И если эти большие скрытые грехи впадают в сердце, то становятся преградой между сердцем раба и его Господом. Потому что путь к Аллаху лежит через сердце, а не через стопы. Грехи сердца – разрушители дороги.
Четвёртая преграда: Преграда совершающих большие явные грехи. Как, например: воровство, употребление спиртного, и всё что входит в них….
Братья, надо стараться узнать о них больше, чтобы в последствии не попасть в них. Поистине не останется маленьких грехов, если упорствовать в их не совершении, и не будеть больших грехов, если делать своевременное покаяние. Под словом упорство подразумевается, настойчивость и твердость в их оставлении.
Пятая преграда: Преграда совершающих маленькие грехи. Поистине маленькие грехи становятся большими. И сколько же маленьких грехов была причиной ввода тех, кто её делал к плохому концу. Пусть Аллах сохранит нас от этого. Поэтому верующий, он тот кто видит свои грехи огромными, хотя бы даже если они были малыми, потому что он ощущает контроль Аллаха над ним. Так же как и не презрение хорошего, потому что он видит в нём милость и благодеяние Аллаха. И он остаётся между этими двумя до тех пор, пока отдалит от своего сердца пренебрежение греха, и презрение поклонения. И приблизится к своему Господу прощающему, милостивому, щедрому, благодетельному и попросит у Него прощения, тогда спадёт с него эта преграда.
Шестая преграда: Преграда приобщения Аллаху сотоварищей (т.е. язычество, многобожие). Это из самых больших преград, самых тяжелейших и грубейших. Его удаление и уничтожение происходит путём возврата к единобожию. И самое прямое значение многобожия, это привязанность сердца кому-то другому, не смотря на то, связано ли это с поклонением или же привязанностью (т.е. любви) кому-то другому, кроме Аллаха. Не взирая на то, связано ли это с очевидными делами или же с делами сердца.
Язычество ненавистно Аллаху, и нет более ненавистного Всевышнему, чем приобщение Ему сотоварищей.
Многобожие бывает нескольких видов. Самым худшим является скрытое многобожие, и это потому, что оно скрыто и представляет опасность. Об этом говорит Аллах в следующем аяте: «В тот день Мы соберем их вместе, а затем скажем тем, кто приобщал сотоварищей: «Где сотоварищи, о существовании которых вы предполагали?» Тогда у них не будет никакого оправдания, кроме слов: «Клянемся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками!» Посмотри, как они лгут о самих себе! Но покинет их все, что они измышляли». Сура Скот, 6:22-24.
Усердствуй брат в очищении единобожия, проси Аллаха, чтобы Он спас тебя от многобожия, прибегай к Аллаху словами: «О Господи, я прибегаю к тебе от придавания Тебе того, чего я знаю, и прошу прощения от того, чего не знаю». В это время исчезнет и эта преграда; с прибеганием к Аллаху, искренностью и правдивым обращением к Аллаху.
Седьмая преграда: Уделение большего внимания разрешённым вещам. Может быть припятствием одного из нас будет живот, т.е. употребление большого количества еды и питья без нужды. Ведь сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Не наполнил человек худшего сосуда, чем его желудок» (Ат-Тирмизи). Потому что, если желудок наполнится, то мысли пропадают, а все органы замедляют свою работу.
Также препятствием между рабом и Аллахом может быть его одежда, а причина этого то, что он любуется и интересуется своим внешним видом больше, чем поклонением Аллаху. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Несчастлив раб динара, и раб дирхема, и раб одежды». (Аль-Бухари). И назвал его рабом, потому что он, как бы поклоняется этим вещам, уделяя им большее внимание, чем поклонению Аллаху. Поэтому это препятствие между ним и его Господом.
Ты говоришь ему: «Укороти немножко подол твоей одежды, ведь сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «То, что приспущено ниже щиколоток из одежды, будет в огне». (Аль-Бухари). Он же в ответ тебе говорит: «Я стесняюсь надевать короткую одежду. Почему я должен делать это?»… Смысл этого в том, что обычаи и традиции и разрешёные вещи могут быть препятствием между рабом и его Господом.
Может быть так, что слишком много сна будет препятствием между рабом и Аллахом. В основе сон разрешён, но если ты спишь и не встаёшь на утренюю молитву по причине ночной молитвы, или же спишь после обеденной молитвы и при этом оставляешь послеполуденную молитву (’аср), то сон в этом случае становится препятствием между рабом и Аллахом.
Может быть так, что женитьба и привязанность сердца с нею станет препятствием между рабом и Аллахом. Поэтому придавание значения разрешённым вещам и чрезмерность в них и постоянная озабоченность сердца ими, может стать твёрдым препятствием, которое отделит раба от Аллаха. Мы просим Аллаха Великого и Всемогущего, чтобы он не оставил препятствий между Ним и нами.
Восьмая преграда: Преграда тех, кто небрежно относится к поминанию Аллаха. Небрежность начинает действовать в сердце, когда он отдаляется от его любящего Всемогущего и Великого Аллаха. Поэтому человек следует своим страстям и берёт шайтана себе в покровители, и забывает при этом Аллаха.
Сказал Всевышний: «…и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными». Сура Пещера 18:28.
Девятая преграда: Преграда обычаев, традиций и превычек. Есть люди, которые рабы своих превычек. Ты говоришь ему: «Не кури!». Он же говорит: «Для тебя это плохая превычка, я же не получаю от этого никакого удовольствия. И это вообще мне ненужная вещь! Но когда я сержусь, то зажигаю сигарету, и это успокаивает меня». Причина того, что он стал рабом сигареты, привела его к тому, что между ним и Аллахом образовалась преграда. Поэтому самое важное для того, чтобы приблизиться к Аллаху – это оставление превычек и обычаев. Неужели ты невидишь что ты стал рабом своей превычки? Для этого надо стараться оставить всё то, что ближе к тебе чем Аллах.
Сказал Шейх Ислама ибн Таймия: «Твоё поклонение будет неправильным, пока в твоей душе остаётся место кому-то другому кроме Аллаха».
Десятая преграда: Эта преграда касается тех, кто придерживается религии. Это значит, что человек видит свои дела и в его сердце вкрадывается самолюбие (тщеславие), которое становится преградой между ним и Аллахом. Для этого надо стараться не видеть своих дел, поэтому надо быть посередине между изучением благодеяний Аллаха, а также обозрением недостатков души и дела.
Пусть же старается, ведь хорошее самомнение о себе и о том, что он совершает – это преграда. И его самодовольство по поводу поклонений, которые он совершил, лишний раз доказывают его высокую самооценку о себе.
И что может быть лучше слов того, кто сказал: «Когда ты доволен в своей душе, и в своём деле ради Аллаха, то знай, что Он не доволен ею».
Это десять преград между рабом и Аллахом. И каждая из них больше и суровее чем та, которая до неё.
Таким образом, о раб Аллаха, как ты смог уже увидеть, сколько преград разделяют тебя сегодня от твоего Господа Великого и Всемогущего. Скажи же мне: Как можно избавиться от них? Будь правдив с Аллахом, и будь правдив в обращении к нему, для того чтобы удалить преграду, которая есть между тобой и твоим Господом. Потому что никто не может разрушить эти преграды, кроме Аллаха.
Эти преграды происходят из четырёх основных элементов: душа, сатана (шайтан), мирские блага, и страсти. Невозможно раскрыть эти десять преград в то время, как остаются их основы в глубине сердца. Обязательно нужно удалить эти четыре, для того чтобы уничтожить эти преграды, которые возникли между тобой и Аллахом.
Мы просим Аллаха, чтобы Он помог нам для очищения слов и дел, и чтобы Он принял наши дела.
Ибн Каййим аль-Джаузиййа Подготовил: sawab.info