Что означает признание Аллаха единственным Богом (тayxид аль-улюхийа)?
Подобное признание подразумевает собой посвящение всех видов явного и тайного поклонения, выражающихся в словах и делах, только Аллаху Всемогущему и Великому, с од-ной стороны, и отрицание допустимости поклонения чему бы то ни было иному, кроме Аллаха Всевышнего, с другой, поскольку Всевышний сказал: «И судил Господь твой не поклоняться никому, кроме Heгo..» (Сура «Ночное путешествие», аят 23).
«И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним…» (Сура «Женщины», аят 36).
Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, Я — Аллах, нет бога, кроме Меня, так поклоняйся же Мне и молись, чтобы помнить обо Мне!» (Сура «Та ха», аят 14).
Та же мысль выражена и во многих других аятах. Благодаря подобному признанию свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, осуществляется на практике.
Что противоположно признанию Аллаха единственным Богом?
Противоположностью этого является многобожие (ширк), которое бывает двух видов: большое и малое. Большое многобожие несовместимо с вышеупомянутым признанием полностью, тогда как малое несовместимо с его совершенством.
Что такое большое многобожие?
Проявлением большого многобожия является избрание рабом помимо Аллаха того, кого он начинает приравнивать к Господу миров, любить его также, как он любит Аллаха, стра-шиться его также, как он страшится Аллаха, искать у него убежища, обращаться к нему со своими мольбами и бояться его, просить его о чём-то и стремиться к нему, уповать на него или же повиноваться ему, отступая от повиновения Аллаху, или следовать ему, несмотря на то. что это неугодно Аллаху, или же делать нечто подобное этому.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не простит поклонения другим наряду с Ним, но простит всё иное, кому пожелает, а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом совершает великий грех» (Сура «Женщины», аят 48).
«…а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом впал в глубокое заблуждение» (Сура «Женщины», аят 116).
«Поистине, для того, кто наряду с Аллахом поклоняется и другим, Аллах сделает рай запретным, и убежищем для него (послужит) огонь…» (Сура «Трапеза», аят 72).
Аллах Всевышний также сказал: «…а тот, кто наряду с Аллахом поклоняется и другим, подобен упавшему с неба, и птицы схватят его или ветер унесёт его в далёкое место» (Сура «Хаджж», аят 31).
И в связи с этим можно было привести и другие аяты.
Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Право Аллаха, которое обязаны соблюдать (Его) рабы, состоит в том, что им следует поклоняться Ему и ничему более наряду с Ним, рабы же вправе (ожидать), что не будет подвергнут мучениям тот, кто наряду с Ним не поклоняется ничему иному». Хадис приводят Аль-Бухари, Муслим.
При этом вне религии оказываются и люди, явно впавшие в большое многобожие, примером чего могут служить неверные курайшиты и им подобные, и тот, кто является тайным многобожником, например, те пытающиеся обмануть Аллаха лицемеры, которые исповедуют ислам явно, внутренне оставаясь неверными.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, лицемеры окажутся в нижнем слое огня, и никогда не найдёшь ты для них помощника, за исключением тех, которые раскаялись, и уладили , и искали убежища у Аллаха и стали искренне исповедовать религию ради Аллаха, и такие (окажутся) с верующими» (Сура «Женщины», аяты 145-146).
На это указывают и многие другие аяты.
Что такое малое многобожие?
Это некоторая доля стремления к показному, примешивающаяся к старанию сделать что-либо должным образом ради Аллаха Всевышнего.
Аллах Всевышний сказал: «И пусть тот, кто хочет встретиться с Господом своим в Судный день, совершает благие дела и не поклоняется никому больше, кроме Господа своего» (Сура «Пещера», аят 110).
Что же касается посланника Аллаха, (с.г.с.), то однажды он сказал: «Поистине, больше всего я боюсь для вас того, что вы станете впадать в малое многобожие». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что такое малое многобожие?» Он ответил: «Показное (совершение благого)». Хадис приводят Ахмад, аль-Багави, аль-Хайсами.
А впоследствии пророк, да благословит его Аллах и приветствует, истолковал свои слова следующим образом: «(Это значит, что) человек будет становиться на молитву и стараться совершать её как можно лучше, увидев, что (на него) смотрит кто-то другой». Часть хадиса, который приводят Ахмад и Ибн Маджа.
К этому же имеют отношение те случаи, когда клянутся не Аллахом, а, например, родителями, или идолами, или Каабой, или верностью или чем-нибудь ещё.
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «He клянитесь ни своими отцами, ни своими матерями, ни идолами». Хадис приводит Абу Дауд.
Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто (захочет) поклясться, клянётся Господом Каабы». Хадис приводят Ан-Насаи, Ахмад.
Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не клянитесь (ничем и никем), кроме Аллаха». Хадис приводят Абу Дауд, ан-Насаи.
Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто клянётся верностью, не относится к нам». Хадис приводит Абу Дауд.
Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто поклялся не Аллахом, впал в неверие (или:… в многобожие)». Хадис приводит А6у Дауд.
То же самое относится и к произнесению слов: «Как пожелал Аллах и ты». Сообщается, что в ответ человеку, однажды сказавшему ему это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты что же, приравнял меня к Аллаху? (Следует говорить): «Как пожелал один лишь Аллах!». Хадис приводят Аль-Бухари, Ибн Mаджа, Ахмад.
То же самое относится и к таким выражениям как: «Если бы не Аллах и ты», — а также: «Нет у меня никого, кроме Аллаха и тебя «, — а также: «Я прошу покровительства у Аллаха и тебя «, — и тому подобным фразам.
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говорите: «Как пожелал Аллах и такой-то» — но говорите: «Как пожелал Аллах, а потом такой-то»». Хадис приводят Абу Дауд и Ахмад.
Улемы указывали, что можно говорить: «Если бы не Аллах, а потом такой-то «, — но нельзя говорить: «Если бы не Аллах и такой-то «.
Какая разница между союзом «и» и выражением «а потом», использующимися в вышеупомянутых выражениях?
Разница состоит в том, что соединение двух слов с помощью союза «и» требует сопоставления и приравнивания. Таким образом, получается, что человек, сказавший: «Как пожелал Аллах и ты», — сопоставляет желание раба с желанием Аллаха, приравнивая одно к другому. Если же для соединения используется выражение «а потом», то положение меняется, так как оно указывает на принадлежность и зависимость. Это означает, что человек, сказавший: «Как пожелал Аллах, а потом ты», — тем самым подтверждает факт зависимости желания раба от желания Аллаха Всевышнего и вторичности желания раба, на что и указал Всевышний, Который сказал:
«Однако вы не пожелаете, если только не пожелает Аллах» (сура «Человек», аят 30).
То же самое относится и ко всему остальному.
Из книги Хафиза б. Ахмада ал-Хаками «200 вопросов и ответов по ‘акиде» (вопросы 41-45)
Перевод: Нирша В. (Абдалла) Подготовил: sawab.info