Раздел: Преступления

Запрет причинять вред самому себе

19.05.2011 | Автор:

О верующие! Аллах почтил человека, превознёс его над множеством других творений и подчинил ему то, что в небесах, и то, что на земле. Он сотворил его в наилучшем виде и наделил его слухом, зрением и сердцем, чтобы он использовал их для того, ради чего он сотворён, и чтобы они помогали ему поклоняться Господу и выражать свою покорность Ему. Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Слух помогает человеку поклоняться Господу: посредством своего слуха человек слышит Откровение и слова учёных, и его вера увеличивается. Зрение позволяет человеку видеть знамения и чудеса Господа, а также всё то, что может представлять опасность для него или стать причиной его гибели. А сердце, или разум, помогает ему понимать смысл аятов, ниспосланных Всевышним Аллахом, и отличать дозволенное от запретного. Кроме того, разум предостерегает человека от сомнительного и страстей.

Остальные части тела также даны человеку для того, чтобы помогать ему поклоняться Господу. Поклонение — обязанность раба Всевышнего, однако человек может поклоняться Аллаху должным образом только в том случае, когда органы его тела здоровы. Как мы знаем, то, без чего невозможно совершать обязательное, также является обязательным, поэтому Шариат запрещает человеку наносить вред своему телу или подвергать его опасности со стороны других людей, независимо от размера этого вреда. Всевышний сказал: «…и не обрекайте себя на гибель» (2:195).

Всевышний запретил покушаться на жизнь человека, его тело, честь и имущество без законного основания. Он предписал возмездие за убийство — убийцу карают смертью, а также за повреждение органов. Всевышний сказал: «Мы предписали им в нём: душа — за душу, глаз — за глаз, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, и за раны — возмездие» (5:45).

Всевышний также запретил покушаться на честь человека посредством клеветы и прелюбодеяния, и установил наказание за эти действия ради оберегания чести людей. Кроме того, Всевышний Аллах запретил покушаться на имущество человека и установил наказание за воровство и разбой. И, наконец, Он запретил вредить человеческому разуму и установил наказание за употребление алкоголя. Это — почёт, оказанный человеку Всевышним, и цель упомянутых предписаний — защита человека и обеспечение ему спокойной и достойной жизни.

О мусульмане! Всевышний Аллах не только оберегает человека от любого вреда, который могут нанести ему другие, но и запрещает человеку причинять вред самому себе. Ислам запрещает самоубийство и запрещает человеку подвергать свою жизнь опасности. Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте самих себя [друг друга]» (4:29).

Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передаёт что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто намеренно бросится с горы и погубит себя, будет всё время лететь вниз в пламени Ада, куда он будет помещён навечно; тот, кто намеренно выпьет яд и погубит себя, будет держать в руке этот яд и всё время пить его в пламени Ада, куда он будет помещён навечно; тот, кто убьёт себя железом, будет держать это железо в руке, поражая им себя в живот в пламени Ада, куда он будет помещён навечно» [Аль-Бухари].

Эта угроза распространяется и на тех, кто губит себя, делая то, что вредит их здоровью и становится причиной тяжёлых заболеваний, часто со смертельным исходом. Это, например, курящие. Уже давно доказано, что никотин наносит серьёзный вред здоровью человека и вызывает опасные заболевания. Это подтверждают врачи-специалисты. Курящий человек совершает грех, и тот, кто умер из-за курения, считается самоубийцей, поэтому страдающий от этой вредной привычки должен раскаяться и избавиться от неё как можно скорее, чтобы отвести от себя опасность.

Всевышний Аллах также запретил человеку причинять вред своему разуму. Этот запрет подразумевает отказ от употребления любых опьяняющих и одурманивающих веществ, в том числе — алкоголя и наркотиков. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах проклял вино, а также того, кто пьёт его, того, кто поит им других, того, кто покупает его, того, кто продаёт его, того, кто выжимает плоды для его изготовления, того, для кого выжимают этот виноград, того, кто разносит его, и того, кому его несут» (?) [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].

А Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь вина, ибо, поистине, оно — ключ ко всякому злу»

К вину приравнивается любое опьяняющее вещество, включая все существующие алкогольные напитки. Каким бы именем они ни назывались, суть их остаётся той же. Абу Малик аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Некоторые люди из моей общины непременно будут пить вино, называя его другими именами, и над головами их будут играть на музыкальных инструментах и петь певицы. Аллах сделает так, что они провалятся под землю, и превратит их в обезьян и свиней»

Мусульманину запрещено употреблять опьяняющие и одурманивающие вещества, как бы они ни назывались, жидкие и твёрдые, в чистом виде или в смеси с чем-то, ради удовольствия или в лечебных целях. Ваиль ибн Хаджар передаёт, что Тарик ибн Сувайд аль-Джуфи спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о вине, и он сказал, что оно запрещено. Тогда он сказал: «Но я делаю его для лечения» — на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Оно не лечение, а болезнь!» [Муслим].

А в «Сунан» говорится, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о вине, которое производится в лечебных целях, и он сказал: «Это не исцеление, а болезнь!»

Употребление наркотиков также наносит вред человеческому разуму, изменяя восприятие вещей и вызывая бред. Человек не понимает, что делает, и может совершить нечто непристойное или причинить кому-то вред, а потом даже не вспомнить об этом.

Запрет распространяется на все наркотические вещества, включая гашиш, опиум и лекарственные средства, используемые в качестве наркотиков.

О мусульмане! Разве приличествует человеку, которому Аллах даровал разум, и которого Он превознёс над множеством творений, опускаться до уровня животного и употреблять опьяняющие и одурманивающие вещества, наносящие вред его разуму? Ведь этим он навлекает на себя гнев Аллаха и Его наказание. Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал о вреде вина: «Оно отвратительно на вкус, и оно — из деяний Шайтана. Оно порождает вражду и ненависть между людьми, отвращает их от поминания Аллаха и молитвы и побуждает к прелюбодеянию. Употребляющий вино может совершить прелюбодеяние с собственной дочерью, сестрой или другой близкой родственницей. Оно убивает в человеке ревность и приносит с собой унижение, сожаление и позор и уподобляет человека сумасшедшим. Употребляющий вино с лёгкостью убивает и не умеет хранить тайны, раскрытие которых наносит вред или ведёт к гибели… Сколько войн началось из-за него и скольких богачей оно сделало бедными, скольких величественных унизило и сколько благородных сделало презренными! Скольких милостей лишило оно людей и сколько горя и бед принесло им! Сколько семей разрушило оно, сколько закрыло дверей блага и сколько открыло дверей зла перед пристрастившимся к нему! Оно — вместилище всякого греха и ключ ко всякому злу. Оно лишает человека милостей Всевышнего и навлекает на него беды. Даже если бы единственным его пороком было то, что оно несовместимо с вином Рая, этого было бы достаточно верующему, чтобы никогда не пить его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто пьёт вино в этом мире, тот не будет пить его в мире вечном”».

О Аллах, обеспечь нас дозволенным так, чтобы нам не было необходимости обращаться к запретному, и обеспечь нас милостью Своей так, чтобы нам не было необходимости обращаться к кому-то, кроме Тебя! Аузу биЛляхи мин аш-Шайтани-р-раджим: «О те, которые уверовали! Поистине, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники [или идолы] и гадальные стрелы являются скверной из деяний Шайтана. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете. Поистине, Шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?» (5:90–91).

Величайшая несправедливость по отношению к себе — придавание Аллаху сотоварищей (ширк). Всевышний сказал: «Не придавай Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью» (31:13).

Можно ли представить себе большую несправедливость, чем эта? Человек губит свой разум, отказывается использовать его по назначению и унижает самого себя, заставляя своё тело трудиться и утомляться в этом мире, чтобы потом оказаться под гневом Всевышнего, подвергнуться Его наказанию и навечно войти в Огонь.

Ещё одно проявление несправедливости человека по отношению к самому себе — когда он чрезмерно усердствует в поклонении, возлагая на себя непосильное. Джабир, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в пути, увидел толпу людей, собравшихся вокруг одного человека и закрывавших его от солнца, и спросил: “Что происходит?” Люди ответили: “Он постится”. Он сказал: “Пост во время путешествия не относится к проявлениям благочестия”» [Аль-Бухари; Муслим].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также запретил поститься два дня подряд без разговения и велел путешественнику не поститься, даже если он не испытывает трудностей. Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей пользоваться послаблениями, которые сделал для них Всевышний, говоря: «Вам следует пользоваться разрешениями Аллаха» [Аль-Бухари; Муслим].

ти и другие подобные предписания позволяют человеку избежать возможных трудностей.

Человеку запрещается также наносить вред своей чести. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек, имея деньги, не возвращает долг, его честь разрешается задевать, а его самого — подвергать наказанию»

Человеку, у которого есть деньги, запрещается тянуть с уплатой долга, чтобы не ущемлялись права других людей и чтобы он не портил свою репутацию. Это так же запрещено, как и любая несправедливость.

Человек наносит себе огромный вред, нарушая запреты Всевышнего и отказываясь исполнять его веления, вызывая тем самым Его недовольство и гнев. И когда человек склоняется к пороку или склоняет к нему других, он навлекает на себя наказание Аллаха, притесняя самого себя.

Из цикла "Пятничные проповеди"
Источник: ummahweb.net
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.