Некоторые вопросы, касающиеся милостыни разговения (закят аль-фитр)
Когда нужно отдать закят ал-фитр?
Вопрос 37636: Время выплаты закята ал-фитр начинается после праздничной молитвы и заканчивается в конце этого дня?
Ответ: Время закята ал-фитр не начинается после праздничной молитвы. Оно начинается с заходом солнца в последний день Рамадана, — что является первой ночью месяца Шавваль – и заканчивается с окончанием праздничной молитвы.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать закят ал-фитр до молитвы. Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Закят того, кто выплатил его до праздничной молитвы, будет принят. А тот, кто отдаёт его после молитвы, то это обычная милостыня». Хадис передали Абу Дауд (2/262-263 номер 1609), Ибн Маджа (1/585 номер 1827), ад-Даракъутни (2/138) и ал-Хьаким (1/409).
Разрешено выплачивать его на день или два раньше этого, потому что в хадисе Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказано: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность садакъа ал-фитр для Рамадана…», и в конце хадиса он сказал: «Они отдавали его на день или два раньше этого».
Тот, кто задерживает закят до окончания его времени, совершает грех, и он должен покаяться за опоздание и отдать его беднякам. И Аллах источник сил.
Постоянный комитет по академическим исследованиям и фетвам (фатва № 2896).
Где необходимо выплатить закят аль-фитр?
Вопрос 93755: Я, молодой человек, проживающий в Кувейте, взял свою дочь на лечение в Америку, поэтому я держал пост Рамадана в Америке. Могу ли я выплатить закят ал-фитр здесь, в Америке, или должен поручить моему родственнику выплатить его за меня в Кувейте? И каково постановление Шариата о выплате закята ал-фитр деньгами? Принимая во внимание, что в Америке выплачивают его деньгами, а не едой.
Ответ: Хвала Аллаху…
Учёные, да смилостивится над ними Аллах, сказали, что закят ал-фитр связан с количеством людей, а не с деньгами, и раздаётся там, где человек находится в данное время, в ночь перед праздником разговения.
Ибн Къудама в «ал-Мугни» (4/134) сказал: «Что касается закята ал-фитр, то он раздаётся в той стране, где находится тот, кто обязан его выплатить. Независимо от того, находится ли его имущество там, или нет». Конец цитаты.
Что касается выплаты закята ал-фитр деньгами, то в вопросе под номером 22888 было разъяснено, что необходимо выплатить его едой, и что нельзя выплатить эту милостыню деньгами.
Ты должен стремиться выплатить его едой. Если же бедняк отказывается принять пищу и просит деньги, то, в этом случае, на тебе не будет греха, если ты выплатишь закят деньгами, из-за нужды или необходимости.
Кому нужно отдать закят аль-фитр?
Вопрос 12938: Кому нужно отдать закят аль-фитр? Можно ли его выслать, например, муджахидам Афганистана? Или передать на благотворительные цели, например, на строительство мечети?
Ответ: Хвала Аллаху…
Закят ал-фитр нужно отдать бедным мусульманам страны, где выплачивается этот закят. Абу Дауд передал, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал выплатить закят ал-фитр Рамадана в качестве еды для бедняков».
Можно переслать его малоимущим из другой страны, которые находятся в большей нужде.
Нельзя передать его на строительство мечети или на благотворительные проекты.
Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам.
Добровольная выплата больше одного саа закята аль-фитр
Вопрос 112101: Можно ли дать закят ал-фитр в количестве, превышающем один са’а, и будет ли дополнительное количество считаться милостыней?
Ответ: Хвала Аллаху…
В этом нет ничего плохого. Один са’а будет обязательным закятом, а то, что превышает это количество, будет добровольным пожертвованием, за которое он получит вознаграждение.
Шейха Ислама Ибн Таймийу, да смилостивится над ним Аллах, спросили о человеке, который, зная, что нужно давать один са’а, отдаёт больше этого и говорит, что это добровольная милостыня. Порицается ли это?
Шейх ответил: «Хвала Аллаху. Это разрешено и не является порицаемым (макрух), по мнению большинства учёных, среди которых аш-Шафии, Ахьмад и другие. Только от Малика было передано, что это макрух. Что касается меньшего от обязательного количества, то это запрещено по единогласному мнению учёных». Конец цитаты.
«Маджму’ Фатава Ибн Таймийа» (25/70).
Фетвы Мухаммада Салиха ал-Мунаджид Перевод: sawab.info