Установление начала месяца Рамадан
Наступление месяца Рамадан устанавливается двумя способами: 1 — Визуальное обнаружение молодого месяца (?), когда на небе нет препятствий для его видимости в виде туч, либо дыма, либо облака пыли и т.п. 2 — Истечение тридцати суток месяца Ша’бан, когда на небе будут упомянутые препятствия видимости.
Основание тому – слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха!): «Поститесь, когда увидите его, и прекращайте пост, когда увидите его. Если же он будет скрыт от вас, то округлите количество дней Ша’бана до тридцати». Передал аль-Бухари со слов Абу Хурайры.
Смысл хадиса:
«Если небо будет ясным, то решение о начале соблюдения поста становится зависимым от визуального обнаружения на небе полумесяца. Не увидев его зрительно, нельзя будет приступать к соблюдению поста.
Если же небо будет облачным, то в этом случае принимается решение о продолжении Ша’бана, в том смысле, что мы должны будем исчислять его как полный тридцатидневный месяц. Так, что даже если по нашим расчетам он будет неполным, мы должны будем признать его неполноту мнимой. Соблюдение поста в данной ситуации станет обязательным по истечении полноценного Ша’бана».
Это правило утверждено Законодателем, который предписал соблюдение поста. Он обладает неограниченным правом в установлении угодных Ему признаков. Он как бы говорит нам: “Если небо будет ясным и будет возможность увидеть полумесяц, то высматривайте его. Если обнаружите его – соблюдайте пост. Если нет – не поститесь. Если же небо будет облачным, то нам следует вернуться к исчислению Ша’бана и определить его как полный тридцатидневный месяц”.
Если появление полумесяца будет установлено в одной стране
Если факт обнаружения полумесяца будет установлен в одной стране, то все остальные страны также станут обязаны соблюдать пост. Нет разницы между страной, находящейся вблизи от места установления, и страной, отдалённой от него, если известие дошло до них таким способом, по причине которого возникает обязанность соблюдать пост.
Учитывается ли заключение астронома?
Заключение астрономов в расчет не принимается. Они не обязаны соблюдать пост на основании своих расчетов, как и не обязаны те, кто доверяет их утверждениям.
Шариат поставил пост в зависимость от утверждённого знака, который неизменен в веках, а это – зрительное обнаружение полумесяца, либо округление длительности Ша’бана до 30-ти дней. Что касается заключений астрономов, то даже если они основаны на точных принципах, мы видим их небезошибочными, о чем свидетельствует их расхождение в подавляющих случаях.
Правовое положение поиска на небе полумесяца
На мусульманах лежит коллективная обязанность искать на небе полумесяц после того, как в 29-й день Ша’бана и Рамадана зайдёт солнце, и до тех пор, пока не прояснится для них ситуация с соблюдением либо несоблюдением ими поста.
Если полумесяц будет увиден днём – до заваля (?) или после него – то станет обязательным соблюдение пост на следующий день. Это в том случае, если обнаружение будет иметь место в конце Ша’бана. Если же таковое произойдёт в конце Рамадана, то в день, следующий за днём обнаружения, станет обязательным воздерживаться от соблюдения поста. В первом случае, необязательно воздерживаться от нарушающих пост действий сразу же, как будет обнаружен полумесяц, а во втором случае – не обязательно сразу же разговляться.
Требуется ли судебное постановление для начала соблюдения поста?
Для установления факта появления полумесяца и возникновения по этой причине обязанности соблюдения людьми поста необязательно наличие судебного постановления. Однако если будет принято судебное решение, основанное на одном из способов установления, предусмотренных в том мазхабе, за которым следует судья, то все люди станут обязаны соблюдать пост, даже если решение суда не будет соответствовать мазхабу какой-то части этих людей, поскольку судебное постановление устраняет разногласие.
Абду-р-Рахман аль-Джазири, «аль-Фикх ‘аля-ль-мазахиб аль-арба’»
По материалам сайта destabilizator.livejournal.com Подготовил: www.sawab.ino