Что такое умеренность в религии?
Умеренность в религии – это когда человек не проявляет чрезмерности, преступая пределы Всемогущего и Великого Аллаха, не относится к ним пренебрежительно и остается в рамках, предначертанных Аллахом, свят Он и велик.
Умеренность в религии – это следование пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Чрезмерность в религии – это попытка превзойти его, а небрежность – не следовать его пути.
К примеру, человек говорит: Я буду молиться каждую ночь напролет, в течение всей жизни, потому что молитва – лучший из актов поклонения, поэтому я буду проводить все ночи в молитве. В таком случае мы говорим: Это – чрезмерность в религии Аллаха противоречие истине. Во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имел место подобный случай, когда собралась группа людей и один из них сказал: «Я буду молиться все ночи напролет». Другой сказал: «Я стану постоянно соблюдать пост». Третий сказал: «Я никогда не женюсь». Когда об этом узнал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Что с теми, кто говорил то-то и то-то? В некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я сплю по ночам, а также женюсь. Тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения!». Эти люди проявили чрезмерность, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отрёкся от них, потому что они не хотели придерживаться его Сунны, который включает в себя пост и разговение, ночное стояние и сон, а так же брак с женщиной.
Проявляющий небрежность – это тот, кто говорит: Я не нуждаюсь в добровольных актах поклонения, и я не буду совершать их, а ограничусь обязательными актами поклонения. Такой человек может относиться небрежно так же к шариатским обязанностям, поэтому он – проявляющий небрежность.
Умеренный человек – это тот, кто следует путём Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и путём праведных халифов.
Другой пример: трое мужчин столкнулись с грешником. Один из них говорит: «Я не стану говорить слова приветствия этому грешнику, всегда буду обходить его стороной, и не буду разговаривать с ним».
Второй говорит: «Я буду ходить с этим грешником, буду приветствовать его и улыбаться ему, и приглашать к себе и принимать его приглашения. Для меня нет разницы между ним и праведным человеком».
Третий говорит: «Я не люблю этого грешника из-за его грехопадения, но люблю его из-за его имана. Я покину его только в том случае, если это послужит поводом для его исправления, но если это не будет способствовать его исправлению, а наоборот, еще больше усугубит его грехопадение, то я не покину его».
Мы говорим, что первый проявляет чрезмерность, второй – небрежность, а третий придерживается умеренности.
То же самое мы говорим касательно всех других актов поклонения и отношений между людьми − что люди различаются чрезмерностью, небрежностью и умеренностью.
Третий пример: мужчина в плену у своей жены, которая управляет им так, как она хочет, и он не запрещает ей совершать грех и не побуждает её к совершению благого. Она овладела его разумом и стала его опекуном.
Другой мужчина притесняет свою жену, относится к ней высокомерно и с презрением. Он не заботится о ней и ни в грош её не ставит.
Третий придерживается середины в отношениях со своей женой, как велел Аллах: «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности» (Коран, 2:228), и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха: «Пусть не презирает верующий мужчина верующую женщину, если ему один нрав не нравится, понравится другой» (Хадис передал Муслим).
Последний из этих трех мужчин является умеренным, первый из них проявляет чрезмерность по отношению к своей жене, а второй – небрежность. То же относится и ко всем другим делам и актам поклонения.
Маджму’ Фатава ва Расаиль Шейх Мухаммад б. Салих аль-Усаймин (1/42).
Islam Q&A фатва № 9466 Перевод: sawab.info