Опасения по поводу сомнений в вере
Вопрос: Одного человека шайтан очень сильно сбивает с толку в том, что имеет отношение к Всемогущему и Великому Аллаху. Его это очень сильно пугает. Что ему теперь делать?
Ответ: Вся хвала принадлежит Аллаху.
Могу обрадовать! Иных последствий, кроме как благополучных у этой проблемы быть не может.
Это такие наущения, с которыми шайтан нападает только на правоверных, чтобы расшатать в их сердцах их подлинную убеждённость, привести их в состояние душевного и умственного расстройства и тем самым омрачить им ясность их веры и безоблачность их жизни.
Он не первый обладатель веры, который столкнулся с подобным, и далеко не последний. Такое будет продолжаться пока на земле будет оставаться хотя бы один верующий. С этим сталкивались даже сподвижники, да будет доволен ими Аллах. Передают, что Абу Хурайра – да будет Аллах благосклонен к нему! – рассказывал: «Люди из числа сподвижников Посланника Аллаха пришли к Пророку – мир ему и благословение Аллаха! – и спросили его: “Воистину, мы обнаруживаем в своих сердцах то, беседу о чем каждый из нас сочтёт чем-то чреватым дурными последствиями”. Он спросил: “А вы уже обнаруживали такое?”. Они ответили “Да”. Тогда он сказал: “Это от чистоты веры”». Этот хадис риводит Муслим.
Также в обоих сахихах сообщается с его же слов, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «К кому-то из вас может прийти шайтан и задавать вопросы: “кто создал то-то?”, — “… а кто сотворил то-то?”, — а потом спрашивает: “а кто же создал твоего Господа?”. Так вот если он дойдёт до этого, то пусть обратится к Аллаху с мольбой о защите и прекратит [рассуждать об этом]!».
Передают также со слов Ибн ‘Аббаса, – да будет доволен Аллах им и его отцом! – что как-то раз к Пророку – мир ему и благословение Аллаха! – подошел некий мужчина и сказал: «В душе я иногда рассуждаю о таких вещах… Я предпочел бы оказаться испепелённым, нежели заговорить об этом», — а Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – ответил: «Хвала Аллаху, который довёл его (то есть, шайтана) дело до наущения!». Хадис приводит Абу Дауд.
Шейх уль-Ислам Ибн Теймийа – да помилует его Аллах! – в книге «аль-Иман» говорит: «Верующий подвергается тому, что шайтан ставит его в замешательство, искушает его в неверии, из-за чего он начинает испытывает душевную тревогу. Когда сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха, поистине, некоторые из нас обнаруживают в своих сердцах нечто такое, разговору о чем они предпочли бы быть сброшенным с небес на землю…», — Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – ответил: «Это от чистоты веры».
По другой версии, ему сказали: «… то, беседу о чем каждый из нас сочтёт чем-то чреватым дурными последствиями», — и он ответил: «Хвала Аллаху, который обратил его козни [не более чем] в наущение». То есть, возникновение этих наущений одновременно с категорическим их неприятием и отторжением является проявлением чистоты веры. Подобно моджахеду, который подвергся нападению врага и стал сражаться с ним пока не победил. В этом и заключается великий джихад… Поэтому у тех, кто посвящает себя приобретению знаний и поклонению, возникают такие искушения и сомнения, которых не бывает у других людей. Любой другой человек обычно не следует шариату Аллаха и Его пути, а наоборот подчиняется своей страсти в небрежении поминанием своего Господа. Это же и является желанием шайтана, в противоположность поведению тех, которые устремляются к своему Господу посредством приобретения знаний и поклонения. Они являются его врагами, которых он стремится отвратить от Всевышнего Аллаха». (Индийское издание, стр. 147).
Тому, кто задал вопрос, скажу: если Вы уяснили для себя, что эти наущения исходят от шайтана, то боритесь с ними и сопротивляйтесь им. Знайте, что они никогда не навредят Вам, если Вы будете должным образом бороться с ними, будете уклоняться от них и не позволите им овладеть Вами. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Воистину, Аллах простил моей общине те помыслы, которые рождаются в их сознании, если они не станут воплощать их в поступках или в словах». Этот хадис согласован аль-Бухари и Муслимом.
Если Вам скажут: «Убеждены ли Вы в том, что порождает Ваше сознание? Считаете ли это правдой? Можете ли Вы приписать Аллаху – пречист Он! – то, о чем Вы подумали?», — и Вы ответите: «Нельзя нам говорить об этом. О Аллах, пречист Ты! Это – великая клевета!», — и отвергнете это своим сердцем и своим языком, и окажетесь из тех людей, которые дальше всех убегают от этого, то в таком случае, это – ни что иное, как обыкновенные наущения и помыслы, с которыми сталкивается Ваше сердце. Это сети, установленные шайтаном, который перемещается в теле сына Адама по тем местам, где циркулирует кровь, чтобы погубить Вас и сделать для Вас неясной Вашу религию.
Поэтому, Вы можете заметить, что относительно некоторых обычных вещей шайтан не внушает Вам сомнение или несогласие. Например, Вы часто слышите о том, какие существуют на востоке и на западе большие влиятельные города, заполненные людьми и строениями, однако в Вашем сознании ни на один день не возникает сомнение – существуют ли они, или же они превратились в непригодные для проживания руины и развалины, среди которых уже нет ни одного жителя, и тому подобное, – поскольку у шайтана нет интереса в том, чтобы человек сомневался в этом. Шайтан преследует большую цель – испортить верующему его иман. Со своей конницей и со свой пехотой он стремится погасить свет знания и прямого пути в сердце правоверного, и ввести его во мрак сомнения и смятения.
Пророк – мир ему и благословение Аллаха – указал нам на хорошо действующее, целебное лекарство, сказав: «пусть обратится к Аллаху с мольбой о защите и прекратит!».
Если человек прекратит рассуждать об этом и продолжит поклоняться Аллаху, настойчиво добиваясь того, что имеется у Аллаха, то по воле Аллах у него всё это пройдёт. Потому, отвернитесь от всех предположений по этому поводу, которые рождаются в Вашем сердце. И вот! Вы поклоняетесь Аллаху, взываете к Нему и возвеличиваете Его, и если бы Вы услышали кого-то, кто описывает Аллаха так, как Вам об этом наущалось, то наверняка убили бы его, будь у Вас такая возможность.
Одним словом, то, что Вам наущается, не является чем-то существенным. Это только помыслы и наущения, у которых нет основы.
Совет по данному поводу можно кратко резюмировать следующим образом:
1. Обращение к Аллаху с просьбой о защите и полномерный отказ от этих домыслов, как повелел это Пророк (мир ему и благословение Аллаха!).
2. Поминание Всевышнего Аллаха и удержание себя от того, чтобы продолжать подвергаться этим наущениям.
3. Усердное погружение в поклонение и совершение праведных поступков, подчиняясь велению Аллаха и стремясь к Его довольству. Когда Вы всецело обратитесь к усердному поклонению, Вы – если на то будет воля Аллаха! – забудете об этих наущениях.
4. Многочисленное обращение к Аллаху с мольбами о том, чтобы Он избавил Вас от этой Вашей проблемы.
Я прошу у Всевышнего Аллаха для Вас прощения и избавления от всего дурного и от всех неприятностей!
Собрание фетв и посланий шейха Мухаммада б. Салиха аль-‘Усеймина (1/57-60).
Сайт "Ислам: Вопрос и Ответ", фатва № 12315 Перевод: destabilizator.livejournal.com