О смысле слов «Нет божества, кроме Аллаха»
Имамы исламского призыва, да помилует их Аллах, уделяли большое внимание разъяснению смысла свидетельства, а шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб посвятил разъяснению этого вопроса статью “Отведение сомнений”. Об этом же подробно говорили и комментаторы “Книги единобожия”, и я могу предложить читателю ознакомиться с тем, что пишет в своем комментарии на эту книгу шейх Сулейман ибн Абдуллах:
“А смысл свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, состоит в том, что никто не обладает правом на поклонение, кроме одного Бога, то есть Аллаха, у которого нет сотоварища, как сказал об этом сам Всевышний: Мы не посылали до тебя ни одного посланника, не внушая ему, что нет божества, кроме Меня. Так поклоняйтесь же Мне!Сура “Пророки”, аят 25
Всевышний также сказал: Мы отправили к каждому народу посланника с повелением: “Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута”. Сура “Пчёлы”, аят 36
Шейх Сулейман совершенно правильно подчеркнул, что слово “божество” означает “тот, кому поклоняются”, и поэтому когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к неверным из курейшитов со словами: “Скажите: “Нет божества, кроме Аллаха””, — они ответили ему: Неужели он хочет заменить [многих — Ред.] богов единым Богом? Воистину, это нечто удивительное! Сура “Сад”, аят 5
Люди из народа Худа сказали своему пророку: Не для того ли ты пришёл, чтобы мы поклонялись Аллаху единому и оставили то, чему поклонялись отцы наши? Сура “Преграды”, аят 70
Поистине, он призывал их засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, а смысл этих слов состоит в призыве к поклонению Аллаху и отказу от поклонения всему иному, что и является неверием в тагута и верой в Аллаха. Великие слова этого свидетельства сообщают людям о том, что никто и ничто помимо Аллаха божеством не является, вследствие чего утверждения о божественности кого-либо или чего-либо иного помимо Него, есть не что иное как величайшая ложь и величайшая несправедливость, так как никто, кроме Него, не обладает правом на поклонение. В них содержится отрицание божественности кого-либо и чего-либо, кроме Него, и подтверждение обладания ею только Им одним, и нет у Него сотоварища. В этом состоит повеление об избрании одного лишь Его своим божеством и запрет на избрание божеством наряду с Ним, кого бы то ни было ещё.
Именно это и следует понять тому, для кого предназначается это отрицание (то есть слова “нет божества” — Ред.) и это утверждение (то есть слова “кроме Аллаха” — Ред.), что можно сравнить с тем случаем, когда ты видишь человека, спрашивающего совета или привлекающего в свидетели того, кто для этого не подходит, но не обращающегося к тому, кто пригоден для этого. В этом случае ты можешь сказать такому человеку: “Этот человек не может быть ни муфтием, ни свидетелем! Муфтием является такой-то, а свидетелем — такой-то”. Подобные слова будут заключать в себе и веление, и запрещение, что же касается божественности, то она подразумевает под собой все виды поклонения, исходящие от сердца, обожествляющего Аллаха с любовью, покорностью и подчинением одному Господу, у которого нет сотоварища. Обращение с мольбой, страх, любовь, упование, раскаяние, жертвоприношение, обеты, земные поклоны и все иные виды поклонения следует посвящать одному лишь Аллаху. А тот, кто обращает к кому-либо иному хоть что-нибудь из того, что имеет отношение к поклонению и чего достоин только Аллах, становится многобожником, даже если и произносит слова “нет божества, кроме Аллаха”, ибо он перестает придерживаться единобожия и преданности, которых требует от него произнесение слов этих свидетельств.
НЕКОТОРЫЕ ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ УЧЁНЫХ О СМЫСЛЕ СЛОВА “БОЖЕСТВО”
Ибн Аббас сказал: “Аллах обладает божественной природой и правом на поклонение со стороны всех Его творений”.
Визирь Абу аль-Музаффар сказал: “Свидетельство “нет божества, кроме Аллаха”, требует от приносящего его знания о том, что нет божества, кроме Аллаха, как сказал об этом сам Аллах Всевышний: Знай же, что нет божества, кроме Аллаха… Сура “Мухаммад”, аят 19
Таким образом, человек, произносящий эти слова, должен в то же время свидетельствовать об этом, а Аллах Всемогущий и Великий ясно указал на то, что если свидетельствующий об истине не знает того, о чём он свидетельствует, то это значит, что он не может быть столь же искренним в своём свидетельстве, как и тот, кто знает об этом. Всевышний Аллах сказал: …лишь те, кто свидетельствует об истине, и они знают. Сура “Украшения”, аят 86
Имя Аллаха стоит в этом свидетельстве после слова “кроме”, поскольку божественная природа присуща только Ему, а кроме Всевышнего никто не имеет права претендовать на это…
Произнесение слов свидетельства требует от тебя знания о том, что всё то, для чего характерными являются признаки изменения, не может быть Богом, и если ты произнёс слова “нет божества, кроме Аллаха”, то эти слова подразумевают собой то, что ничто, кроме Аллаха, божеством не является, а это обязывает тебя считать божеством одного лишь Всевышнего…
В целом польза этого свидетельства состоит в том, что ты узнаёшь о том, что эти слова указывают на необходимость неверия в тагута и веры в Аллаха, ибо отрицая обладание божественной природой кем-либо помимо Аллаха, слава Ему, и признавая это только за Ним, ты становишься одним из тех, кто не верует в тагута и верует в Аллаха” (сокращённо).
В своём толковании Корана Абу Абдуллах аль-Куртуби писал: “Слова “нет божества, кроме Него” означают, что не существует объекта поклонения, кроме Него”.
Аз-Замахшари сказал: “Слово “божество” относится к числу имён нарицательных, и в этом смысле оно не отличается о таких слов, как “человек” или “лошадь”. Это имя нарицательное употребляют для обозначения как истинного, так и ложных объектов поклонения, но в большинстве случаев оно применяется по отношению к истинному объекту поклонения”.
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал: “Божеством является тот, кому поклоняются и кому повинуются”. Он также сказал: “Свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, является подтверждением того, что лишь Он обладает божественной природой, подразумевающей обладание Им совершенным знанием, могуществом, милосердием и мудростью, а также того, что Он оказывает благодеяния своим рабам. Поистине, божеством является тот, кого обожествляют, а обожествляемым является тот, кто обладает правом на поклонение. Если же говорить об обладания Им этим правом, то Он обладает им в силу обладания такими атрибутами, которые вызывают необходимость проявления по отношению к Нему высшей степени любви и высшей степени покорности”.
Ибн аль-Кайим сказал: “Божеством является тот, кого сердца обожествляют в силу своей любви и почитания, обращения и почтения, возвеличивания и покорности, смирения и страха, надежды и упования”.
Ибн Раджаб сказал: “Божеством является то, чему повинуются и чего не ослушаются из страха и почтения. Его любят и боятся, на него надеются и уповают, его просят и к нему взывают. Подобное неприемлемо ни к кому, кроме Великого и Могучего Аллаха. Если же кто-то обратит нечто из этого к какому-либо творению, чем сделает из него божество, то это умалит искренность его свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, и станет изъяном в его единобожии, ибо получиться, что он в чем-то начнёт поклоняться сотворённому, а все это в целом имеет отношение к различным ветвям многобожия”.
Аль-Бика‘и сказал: “Слова “нет божества, кроме Аллаха” означают полное отрицание того, что правом на поклонение может обладать кто-либо, кроме Величайшего Владыки, и знание об этом является наиболее действенным средством спасения от ужасов Дня воскресения. Однако знанием это может стать лишь в том случае, если будет приносить пользу, пользу же это может принести лишь тогда, когда человек станет проявлять покорность и действовать в соответствии с теми требованиями, которые эти слова предъявляют человеку, в противном же случае это останется чистым невежеством”.
Ат-Тыбби сказал: “Слово “божество” по форме является действительным залогом, по сути же речь идет о залоге страдательном, поскольку божество является объектом поклонения, и это подобно случаю со словом “книга”, которое подразумевает собой нечто написанное”.
Можно привести в пример ещё много подобных высказываний других авторитетов Ислама, которые сходились во мнении о том, что слово “божество” подразумевает собой “объект поклонения” в отличие от того, что понимают под этим поклоняющиеся могилам и им подобные, считающие, что под этим подразумевается “творец” или “способный к созданию нового” или нечто подобное в том же духе, и полагающие, что если они будут произносить это слово, вкладывая в него именно такой смысл, то достигнут высшей степени единобожия, даже если при этом они станут поклоняться не Аллаху, например, обращаясь с мольбами к покойным, прося их избавить их от печалей или удовлетворить их нужды, принося им обеты в беде, умоляя их стать их заступниками перед Господом земли и небес или совершая нечто иное, также имеющее отношение к поклонению. При этом они не осознают того факта, что их братья из числа арабских язычников фактически утверждала то же самое, полагая, что Аллах является всего лишь Творцом, способным создавать нечто новое, которому они поклонялись разными способами. Тем самым эти люди опускаются до уровня Абу Джахля, Абу Ляхаба и их последователей в Исламе из числа поклоняющихся могилам или же до уровня тех их братьев, которые поклонялись Вадду, Сува‘у, Йагусу, Йа‘уку и Насру, считая, что придерживаются религии Ислама. Однако если бы утверждения этих невежественных людей соответствовали истине, то между ними и Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не возникало бы никаких конфликтов, и они поспешили бы ответить на его призыв и подчинились ему. И если бы он говорил им: “Скажите “Нет божества, кроме Аллаха””, — имея в виду то, что один лишь Аллах способен создавать новое, то они отвечали бы ему: “Слушаем и повинуемся”. Ведь сказал Всевышний Аллах: Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”. Сура “Украшения”, аят 87
Всевышний также сказал: Если ты спросишь их, кто сотворил небеса и землю, они непременно ответят: “Сотворил их Могущественный, Знающий”. Сура “Украшения”, аят 9
Он также сказал: Спроси: “Кто даёт вам удел с неба и земли?” Или: “Кто властен над слухом и зрением? Кто превращает мёртвое в живое, а живое превращает в мёртвое? Кто управляет событиями?” И они ответят: “Аллах”. Сура “Йунус”, аят 31
В пример можно привести также и иные аяты. При этом следует помнить, что арабский язык был родным языком для этих людей и они отлично поняли, что такие аяты разрушают их представления о допустимости обращения с мольбами к покойным и идолам и ничего не оставляют от целесообразности их обращений с просьбами о заступничестве к кому-либо помимо Аллаха и наделения божественными качествами кого-либо помимо Аллаха. Эти люди говорили: Мы поклоняемся им только для того, чтобы они как можно больше приблизили нас к Аллаху. Сура “Толпы”, аят 3
Они говорили также: Это — наши заступники пред Аллахом. Сура “Йунус”, аят 18
И они говорили: Неужели он хочет заменить [многих — Ред.] богов единым Богом? Воистину, это нечто удивительное! Сура “Сад”, аят 5
Пусть же пропадёт Абу Джахль, и неверные из племени Курейш, и те, кто лучше них знал о смысле свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, но поступал вопреки смыслу этих слов! Всевышний Аллах сказал: Ведь они, когда им говорили “нет божества, кроме Аллаха”, — возносились и говорили: “Неужели мы отречёмся от наших богов из-за какого-то безумного поэта?” Сура “Выстроившиеся в ряд”, аяты 35-36
И они знали, что эти аяты требуют отказа от поклонения кому бы то ни было, кроме Аллаха, и требуют впредь поклоняться только Ему. Однако те же слова повторяют и поклоняющиеся могилам, когда от них требуют обращаться с мольбами только к Аллаху и поклоняться только Ему одному, и они говорят: “Неужели мы откажемся от наших господ и тех, кто заступается за нас, когда нам что-нибудь бывает нужно?” Но на это им возражают, что именно в таком отказе и посвящении поклонения одному лишь Аллаху и заключается истина, как сказал об этом Всевышний Аллах: О нет! Он принёс истину и подтвердил [истинность прежних — Ред.] посланников. Сура “Выстроившиеся в ряд”, аят 37
Слова “нет божества, кроме Аллаха” содержат в себе отрицание и утверждение, так как они отрицают обладание божественной природой кем бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха, указывая на то, что ни один из ангелов или пророков, не говоря уже о ком-нибудь ином, божеством быть не может и не имеет никакого права на поклонение. С другой же стороны, эти слова содержат в себе утверждение той истины, что божественной природой обладает только Аллах в том смысле, что раб не должен обожествлять никого, кроме Него, иначе говоря, ни к кому не должен привязываться сердцем своим настолько, чтобы это заставляло его в той или иной степени поклоняться ему, что может выражаться в обращении с мольбой, принесении жертвы или обета или тому подобных действиях. Одним словом, он не должен обожествлять никого, кроме Аллаха, не должен поклоняться никому, кроме Него.
Тот, кто произносит эти слова, зная о заключённом в них смысле и поступая в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют человеку и суть которых состоит в отрицании многобожия и утверждении единственности Аллаха в сочетании с твердой убежденностью в этом, является истинным мусульманином. Если же он руководствуется этим в делах, но не убеждён в истинности этого, то он является лицемером, а если он поступает вопреки этому, впадая в многобожие, то является неверным, даже если он и произносит слова свидетельства. Разве ты не знаешь о том, что внешне поступки лицемеров соответствуют словам свидетельства, но тем не менее им отведено место в нижних пределах ада? Повторяют эти слова и иудеи, но при этом они не расстаются со своим многобожием и неверием, а слова эти не приносят им никакой пользы. Не принесут никакой пользы они и тем, кто отступил от Ислама, отвергнув нечто из того, что неразрывно связано с этими словами, и отказавшись от выполнения того, что они вменяют в обязанность людям, даже если такие люди повторят их сто тысяч раз.
То же самое относится и к тем, кто повторяет их, но посвящает своё поклонение не Аллаху, например, к поклоняющимся могилам и идолам. Эти слова не приносят пользы таким людям, и к ним не относятся хадисы о благе произнесения слов свидетельства. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пояснил этот момент, сказав: “…одного Его, у которого нет сотоварища”, — обращая внимание людей на то, что человек может повторять слова свидетельства, оставаясь при этом многобожником, наподобие иудеев, лицемеров или поклоняющихся могилам, которые, увидев, что Пророк призывает свой народ к произнесению слов свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, решили, что речь идет только о каком-то внешнем и формальном акте. Однако это свидетельствует об их крайнем невежестве, так как он призывал их к тому, чтобы они произносили эти слова, действовали в соответствии с тем смыслом, который они в себе заключают, и отказались от поклонения кому бы то ни было помимо Аллаха. Именно поэтому они говорили: Неужели мы отречёмся от наших богов из-за какого-то безумного поэта? Сура “Выстроившиеся в ряд”, аяты 36
— а также: Неужели он хочет заменить [многих — Ред.] богов единым Богом? Сура “Сад”, аят 5
Поэтому они и отказывались произносить слова свидетельства, но если бы даже они и произнесли их, продолжая поклонятся Лат, Уззе, и Манат , то не стали бы мусульманами, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал бы сражаться с ними до тех пор, пока они окончательно не отказались бы от приобщения к Аллаху кого-то другого и не стали бы поклонятся одному лишь Аллаху, у которого нет сотоварища, и всё это со всей определённостью следует из содержания Корана и Сунны и подтверждается единодушным мнением всех авторитетов Ислама. Что же касается поклоняющихся могилам, то они не постигли смысла этих слов, как не постигли они и того, что обладание божественной природой признается только за Аллахом, которому нет равного, и отрицается, если речь идет о ком бы то не было ином. Их знания ограничиваются тем, что признают как правоверные, так и неверные, ведь в том, что Аллах способен создавать нечто новое, что Ему присуща божественная природа, в силу чего Он самодостаточен и не нуждается ни в ком ином, в то время как всё иное нуждается в Нём, убеждены все люди, ибо всё это соответствует истине и относится к числу составных частей божественной природы.
Но тем не менее не это является смыслом слов свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, поскольку всё это известно и неверным, признававшим это и не приписывавшим своим божествам ничего подобного. Наоборот, они подтверждали, что эти божества сами нуждались в Аллахе, а поклонялись они им в том отношении, что считали их посредниками и заступниками за них пред Аллахом, заступниками, которые могут помочь им достичь желаемого и добиться осуществления своих устремлений. Что же касается сотворения, власти, средств к существованию, способности оживлять и умерщвлять и повелевать всем, то на это, по их мнению, был способен только Всевышний Аллах, у которого нет сотоварища. Таким образом, они знали о смысле слов свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, но отказывались говорить и действовать в соответствии с этим смыслом. Поэтому признание Его единственным Творцом в сочетании с признанием божественной природы не только за Аллахом не принесло им никакой пользы, как сказал об этом Всевышний Аллах: Большая часть из них не верует в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей! Сура “Йусуф”, аят 106
Поклоняющиеся могилам произносили эти слова, не зная их смысла и отказываясь поступать в соответствии с ними, вследствие чего они уподобились иудеям, которые произносят те же слова, не зная их смысла и не поступая в соответствии с ним. Поэтому ты можешь обнаружить, что тот или иной из их числа произносит эти слова, но при этом обожествляет кого-нибудь ещё наряду с Аллахом, относясь к объекту своего обожествления с любовью, почтением, страхом и надеждой, уповая на него и взывая к нему, когда его охватывает скорбь, короче говоря, посвящая ему различные виды поклонения, что является следствием обожествления им в сердце своём кого-либо помимо Аллаха, в чём такой человек иногда может превосходить даже многобожников прошлого. И поэтому, если ты попросишь кого-нибудь из них поклясться Всевышним Аллахом, он даст тебе любую клятву, будь она истинной или ложной, но если ему скажут: “Поклянись жизнью такого-то шейха”, — или его могилой, или чем-нибудь ещё в том же духе, такой человек никогда не принесёт ложной клятвы, потому что человек, погребённый в этой могиле, занимает в сердце его больше места, чем Господь миров. Так не поступали даже многобожники прошлого, которые клялись Всевышним Аллахом, если хотели дать истинную, а не ложную клятву, о чём сообщается в разных источниках, в том числе и в “ас-Сахихе” аль-Бухари. Аль-Бухари (3845).
Что же касается поклоняющихся могилам, то многие из них или большинство их считает, что обращение к тому божеству, которому они поклоняются у той или иной могилы, принесёт им больше пользы, чем обращение за помощью к Всевышнему Аллаху в мечети, о чём они сами откровенно и заявляют и о чём существуют длинные рассказы. Подобной степени многобожия не достигали и многобожники прошлого, что же касается этих людей, то когда на них обрушиваются беды, они обращаются к лежащим в своих могилах покойным, произносят их имена и просят отвести от них несчастья на суше и на море, во время путешествия и во время пребывания на одном месте, чего не делали и многобожники прошлого, обращавшиеся в таких случаях к Великому и Всевышнему, что подтверждают слова Всевышнего Аллаха: Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая пред Ним свою веру. Когда же Он приводит их благополучно к суше, то начинают они приобщать к Нему сотоварищей. Сура “Паук”, аят 65
Всевышний Аллах также сказал: Все блага, которые есть у вас, — от Аллаха. И если вас постигает какая-либо беда, вы со стенанием взываете к Нему. Когда же он избавляет вас от беды, то некоторые из вас начинают приобщать сотоварищей к Господу своему… Сура “Пчелы”, аяты 53-54
Многие из них забросили мечети и понастроили гробницы и мавзолеи, а когда кто-нибудь из них приходит к могиле, которую он почитает, он начинает взывать к тому, кто похоронен в этой могиле, плача и проявляя по отношению к покойному почтительность и смирение, чего он не делает во время общих, пятничных и ночных молитв и по окончании их по отношению к Аллаху. Они просят покойных о прощении грехов, удалении печали, спасении от огня и облегчении их бремени. И разве может просто разумный человек, не говоря уже о знающем, допустить, что произнесение слов “нет божества, кроме Аллаха” в сочетании с подобным действием может пойти им на пользу? Ведь они поизносят эти слова языками, но убеждения и поступки этих людей противоречат смыслу слов свидетельства! И нет сомнения в том, что если бы кто-нибудь из многобожников говорил то же самое и свидетельствовал бы о том, что Мухаммад — Посланник Аллаха, не зная ни смысла слова “божество”, ни смысла слова “посланник”, а также молился бы, постился и совершал хадж, не ведая о том, что это такое, а только видя, что это делают другие и следуя их примеру, и не совершал бы никаких внешних поступков, характерных для многобожников, то, поистине, никто не стал бы сомневаться в том, что он не является мусульманином. Фетву относительно этого вынесли все факихи Марокко ещё в начале 11 века или даже раньше, и речь в этой фетве шла именно об одном из таких людей, о чём упоминает один из последователей школы имама Малика ибн Анаса, написавший книгу под названием “Драгоценная жемчужина”, представляющую собой комментарий на другую книгу, называющуюся “Наставник, оказывающий помощь”, в которой он пишет: “То, относительно чего они вынесли свою фетву, является совершенно ясным и двух мнений относительно этого быть не может”.
Если же говорить о том, что совершают поклоняющиеся могилам, то нет сомнений в том, что они делают нечто ещё более дурное, чем эти люди, поскольку приписывают обладание божественной природой многим. Итак, мы уже разъяснили значения слов “божество” и “божественная природа”, но что же ответить тем, кто утверждает, что слово “божество” подразумевает собой того, кто способен создавать новое, или же утверждает нечто подобное?
Есть мнение, что ответить им можно двумя способами. Во-первых, указав на то, что подобные утверждения являются новоизобретёнными и никто не слышал, чтобы авторитеты Ислама или общепризнанные знатоки арабского языка говорили нечто подобное, ибо говорили они совсем иное, о чём мы уже упоминали ранее, и в силу этого, слова таких людей следует признать ложными.
Во-вторых, ответ им должен включать в себя истолкование того, что является присущим истинному Богу, так как они считают таковым то, что Он является Творцом и обладает способностью создавать новое, указывая на то, что если некто не обладает такими качествами, то значит и не является истинным богом, даже если его и называют божеством. При этом не следует иметь в виду, что знающий о способности Аллаха к созданию нового автоматически присоединяется к Исламу, достигает желаемого и обретает ключи от райской обители. Никто не смеет утверждать подобное, так как это предполагает признание того, что мусульманами являлись и неверные из числа доисламских арабов. Если же кто-либо из более поздних представителей поклоняющихся могилам и заявляет нечто подобное, то он впадает в явную ошибку, которую нетрудно опровергнуть с помощью рациональных доводов.
Из книги Абдуллаха ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин, «Два свидетельства, их смысл и то, что требует каждое из них».
Перевод: З. И. Абу Абдуллах