Родители требуют, чтобы он носил одежду ниже лодыжек

30.01.2014 | Автор:

Вопрос: Я слышал и читал множество хадисов о том, что брюки должны быть выше щиколоток, и я придерживаюсь этой сунны. Но каково шариатское постановление, если родители не хотят, чтобы их сын соблюдал это? Я запутался в этом вопросе, а мои родители очень сердятся на то, что я ношу короткие брюки, а ведь гневить родителей большой грех. Разъясните мне, что я должен делать в данной ситуации. Прошу принять во внимание, что такая одежда может повлиять на шансы найти работу. Так же прошу сообщить, когда я должен слушаться родителей или следовать Сунне, поскольку я все время оказываюсь в подобных ситуациях.

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых:

Исбаль – это опускание одежды ниже щиколоток, что является запретным, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Та часть одежды, которая опускается ниже щиколоток, будет в огне». Хадис передал аль-Бухари (5787).

Если кто-то скажет, что он носит длинную одежду (или брюки) не из-за высокомерия, а согласно обычаям, то ответ будет следующим:

Длинная одежда сама по себе является причиной наказания Огнем, как было сказано выше, а если к этому прибавляется высокомерие и кичливость, то наказание будет еще сильнее и мучительнее. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Исбаль (одежда ниже щиколоток) —  в изаре (нижней части одежды), рубашке и чалме. Кто волочит по земле что-нибудь из них с высокомерием, не посмотрит на него Аллах в День Воскресения». Хадис передали Абу Дауд (4085) и ан-Насаи (5334) с достоверной цепочкой передатчиков.

Во-вторых:

Узнав хукм исбаля — что запрещено носить одежду ниже щиколоток — каждый мусульманин обязан отдалиться от запретного, особенно от больших грехов. Не дозволено совершать запретное в угоду людям, даже если это твои родители. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет послушания (никому), ослушиваясь Аллаха. Послушание есть только в том, что является правильным (ма’руф)». Хадис передали Абу Дауд и ан-Насаи. Шейх аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих Сунан ан-Насаи» (3921) и в «Сильсиля ас-Сахиха» (181).

Помни слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Того, кто ищет довольства Аллаха, навлекая на себя гнев людей, Аллах защитит от людей, а того, кто ищет довольства людей, навлекая на себя гнев Аллаха, Аллах вверит людям». Хадис приводит ат-Тирмизи в «Китаб аз-Захд» (2338).

Что касается твоих опасений потерять работу, то знай, что удел (ризкъ) находится в руках Аллаха, и не умирает человек, пока не закончится его удел.

И помни слова Всевышнего Аллаха (перевод смысла): «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (Коран, 65:2-3).

К тому же твое опасение не делает дозволенным неповиновение Аллаху.

Кто-то может спросить: дозволено ли человеку совершить запретное в случае принуждения?

Ответ: Нужно убедиться, что это действительно принуждение. Если дело дошло до принуждения, и человека заставляют совершить запретное, то ему дозволено это в меру необходимости.

Например, отец говорит своему сыну: если будешь носить одежду или брюки выше щиколоток, то я выгоню тебя из дома. Если ему негде больше жить, и он уверен, или полагает, что вероятнее всего отец сдержит свое обещание, то ему дозволено носить длинную одежду до тех пор, пока Аллах не даст ему выхода из этого положения.

В-третьих.

Что касается твоих слов: «я придерживаюсь этой сунны». Знай, что одежда или брюки выше щиколоток – это ваджиб, а не просто сунна. Сунна – это изар, доходящий до середины голени, которую человек может соблюдать по желанию, поскольку в научном понимании сунна –  это «действие, за совершение которого  человек вознаграждается, а за оставление не наказывается».

Одежда, длина которой достигает середины голени, это изар. Другой вид одежды не должен выглядеть подобным образом, и сунной здесь является длина ниже середины голени и выше щиколоток. Такой же длины должны быть и брюки, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Изар не должен касаться лодыжек». Хадис приводит ан-Насаи (3529), аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих Сунан ан-Насаи» (4922).

А Аллах знает лучше.

Islam Q&A, фатва № 10534
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.
  1. мухаммад пишет:

    19.02.2014 в 13:45

    асаламу алейкум .правда ли что во всех 4 мазхабах .носить одежду ниже щикотолок не из за высокомерия не являеться харамом ..но макрух…….и могли ли все 4 имама ошибаться в таком вопросе…баракаллах

    Ответить
    • ابو عبد الله пишет:

      20.02.2014 в 03:42

      Ва 1алайкумуссалям.
      На твой вопрос будет статья инша Аллах1.

  2. Ищущий знания пишет:

    07.02.2014 в 13:02

    Ассаламу Алейкум. У меня такой вопрос.. Если есть допустим опасность ходить в брюках выше лодыжек то можно их опускать хотя бы до лодыжек? Говорю потому что если ходить в брюках выше лодыжек то привлекается внимание со стороны врагов как явных так и скрытых, могут заклеймить очень нам всем известным термином «В» и заработать очень большие проблемы ато и вообще исчезнуть.. Надеюсь вы поняли о чем я и в каком месте это может произойти. Что в таких случаях делать? Рисковать и ходить в брюках выше лодыжек или есть какие то послабления? ДжазакаЛЛах1у хайран заранее.

    Ответить
    • ابو عبد الله пишет:

      14.02.2014 в 00:47

      Ва 1алайкумуссалям.
      Разрешается оставлять ваджиб в случае опасности большего искушения.
      Аллах1у а1лям.

  3. Salman пишет:

    31.01.2014 в 14:04

    Ассаляму алейкум!А как быть,тем кто живёт в северных странах,ведь если там укорачивать одежду,это вызовет неудобства,в виде простуды,холода,ноги буду мёрзнуть и человек может заболеть серьёзными простудными заболеваниями.Не ужели те мусульмане,кто оставляет длинну брюк из-за холода в грехе?

    Ответить
    • Sawab пишет:

      02.02.2014 в 01:12

      Ва алайкум салам. Если надеть теплые высокие носки, или заправить брюки в хуффы, то проблема с холодом решается. Можно найти массу способов не простудиться, избегая при этом запретного, стоит лишь захотеть. Аллаху а’лям.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.