Развод (талакъ)
Развод — это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно, или письменно, или знаком. Суть развода заключается в том, что он порицаем, так как через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания одному из супругов, либо по другой причине, Аллах проявил милость к рабам своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.
Если мужчина не любит жену и не может переносить супружеские отношения с ней, то ничего страшного не случится, если он даст ей развод. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:
1. Нельзя давать женщине развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в тот период, когда у нее менструации, то он совершает запретное. Против этого возражают Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Развод в этом случае должен быть отменен, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить. Лучше всего, если она останется в качестве жены до тех пор, пока у нее еще раз не наступят менструации. После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод.
2. Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструаций, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится, забеременела она или нет.
Если муж имел половые сношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод. При этом не имеет значения, забеременела она или нет.
Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в отсчитанный для них срок» (Сура Развод, аят 1).
Сказал Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах: «Не давайте ей развода, когда у нее менструации, либо вы имели с нею половые сношения после завершения менструаций. Дайте ей развод, когда у нее менструации завершатся».
Нельзя заявлять о разводе сразу более одного раза.
Не говори: «Ты — разведена два раза», или: «Ты — разведена три раза», или: «Ты — разведена, ты — разведена, ты — разведена». Повторять трижды «Ты — разведена» запрещено в соответствии с хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал о ком-то, объявившем развод трижды:
«Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». Один из присутствующих при этом спросил: «А не убить ли его, о Посланник Аллаха?»
Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо. Раб божий должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их.
Всевышний Аллах сказал: «Кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя». (Сура «Развод», аят 1).
Он также сказал: «А если кто переступает границы Аллаха, тот — неправедный». (Сура «Корова», аят 229).
Последствия развода
Поскольку развод — это разрыв с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, среди которых укажем на следующие:
1. Необходимость соблюдения периода, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.
Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как вступил с ней в половые сношения, она не обязана соблюдать срока, в течение которого она не может вступать в новый брак.
Это соответствует следующим словам Всевышнего: «О те, которые уверовали! Если вы женитесь на верующих женщинах, а потом разведетесь с ними раньше, чем их коснетесь, то вам не следует обязывать их к сроку, какой считаете вы» (Сура Сонмы, аят 49).
Существуют следующие сроки, в течение которых женщина после развода не имеет права выходить снова замуж: три менструальных цикла, если у женщины бывают менструации; три месяца, если она не имеет менструаций; время до рождения ребенка, если она беременна.
2. Запретность жены для мужа в том случае, если он до этого давал ей развод дважды.
Имеется в виду следующая ситуация: муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж, или женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока, либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и даст развод. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены.
Это соответствует следующим словам Всевышнего: «Развод — двукратен: после него — либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием». (Сура Корова, аят 229).
«Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними (имеются в виду первый муж и его жена), что они вернутся друг к другу, если они думают выполнять ограничения Аллаха. Таковы границы Аллаха, которые разъясняет Он людям понимающим» (Сура «Корова», аят 230).
Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали. Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: «Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой». «Как это?» — спросила жена. «Я дам тебе развод, — ответил муж, — а когда приблизится завершение положенного срока, я возвращу тебя. Затем дам развод и снова возвращу до истечения срока». Женщина рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах Всевышний ниспослал следующее: «Развод — двукратен», ограничив число разводов до трех раз, что оградило женщин от произвола их мужей.
Господи наш! Не уводи нас в сторону после того, как вывел на правильный путь. Дай нам Твою милость, ведь Ты — Дающий. Господи наш! Дай нам хорошее в жизни земной и загробной, и спаси нас от мук огня. Да благословит Аллах Пророка нашего Мухаммада, его семью, его сподвижников и да приветствует их всех!
И в завершении воздадим хвалу Аллаху, Господу всех миров.
Из книги Мухаммада ибн Усаймина, "Брак и развод в Исламе" Подготовил: sawab.info