Развод под воздействием гнева
Вопрос: Мусульманка говорит, что её муж в моменты сильного гнева много раз говорил: «Ты разведена». Каково шариатское постановление в этом случае, особенно, если у них есть дети?
Ответ: Хвала Аллаху… Шейха Ибн База, да помилует его Аллах, спросили о человеке, жена которого плохо относилась к нему и оскорбляла его, и он развелся с ней в состоянии гнева. Он ответил:
– Если слова развода произнесены в момент сильного гнева, когда ты не осознавал, что делаешь и не контролировал себя под воздействием её скверных слов, оскорблений и т.д., и ты дал развод в состоянии сильного гнева, не осознавая этого, и она признает это или у вас есть справедливые свидетели случившегося, то развод не состоялся. Потому что шариатские доказательства указывают, что в момент сильного гнева – тем более, если ты не осознавал происходящее – развод не считается действительным.
Об этом свидетельствует хадис, который передали Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджа от Аиши, да будет Аллах доволен ею, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет развода и нет освобождения (раба) в состоянии иг’лякъ».
Большинство ученых сказали, что иг’лякъ – это принуждение или сильный гнев. По причине этого гнева человек не осознает, что делает, поэтому он подобен тому, кто потерял сознание, или умалишенному, или пьяному из-за силы своего гнева, и в этом случае развода не происходит. Если он не понимает, что он делает и не может контролировать свои слова и действия, по причине сильного гнева, то развод не считается состоявщимся.
Гнев бывает трёх видов:
1 – Сильный гнев, когда человек не осознает, что он делает. Это сравнивается с помешательством, поэтому развод считается недействительным, по мнению всех ученых.
2 – Сильный гнев, когда человек осознает, что он делает, но его гнев настолько силен, что это вынуждает его дать развод. В этом случае также развод считается недействительным, в соответствии с правильным мнением.
3 – Обычный, не очень сильный гнев, когда человек полностью контролирует себя. В этом случае, развод считается состоявшимся, по мнению всех ученых.
См. «Фатава ат-Талякъ» (стр. 19-21), собранный доктором Абд-Аллахом ат-Таййар и Мухаммадом аль-Муса.
Упомянутого Шейхом — да помилует его Аллах – во втором пункте мнения также придерживались Шейх Ислама Ибн Тайимйа и его ученик Ибн Къайим, да помилует Аллах их обоих. Ибн Къайим написал на эту тему исследование под названием «Иг’асат аль-Ляхван фи Хьукми Талякъ аль-Г’адбан», в котором он написал:
Гнев делится на три части:
1 – Не сильный гнев, который не влияет на сознание или здравомыслие человека, и он знает, что говорит и понимает смысл этого. Нет разногласий в том, что в этом случае развод, освобождение раба и договора являются действительными.
2 – Гнев, достигающий такой силы, что человек не знает, что он говорит или делает. Нет разногласий в том, что в таком случае развода не происходит. Если гнев настолько силен, что он не знает, что говорит, то нет сомнения, что ни одно его слово не принимается в расчет. Только слова мукалляфа (взрослый человек в здравом уме) принимаются в расчет, если он знает, что говорит и что это означает, и если говорящий имеет в виду именно это.
3 – Гнев, который занимает среднее положение между вышеописанными видами. Такой гнев выходит за рамки обычного, но не настолько силен, чтобы заставить человека вести себя, как сумасшедший. Это область разногласий, однако шариатские доказательства свидетельствуют, что развод, освобождение раба и договора в этом случае являются недействительными, и это один из видов иг’лякъа, как это разъяснили имамы. (Муталиб Ули ан-Нуха 5/323, Заад аль-Ма’ад 5/215)
Муж должен бояться Всевышнего Аллаха и избегать слов развода, чтобы это не привело к распаду его семьи.
Мы советуем обеим супругам бояться Аллаха в соблюдении Его пределов и беспристрастно посмотреть на то, что произошло между ними: был ли это со стороны мужа обычный гнев, который является единственный видом гнева, при котором развод считается действительным, согласно консенсусу ученых? Они должны оберегать свою религию и не допустить, чтобы наличие у них детей повлияло на правдивость в описании гнева перед муфтием, который выносит решение о разводе, чтобы получить решение, которое они хотят.
Тот факт, что у супругов есть общие дети, должен препятствовать использованию опрометчивых слов развода. Так же, нельзя прибегать к хитрости, используя детей для того, чтобы найти лазейку в шариатском постановлении после того, как развод состоялся, и пытаться найти способ повлиять на фукаха, чтобы получить нужное им решение.
Мы просим Аллаха благословить нас всех пониманием Его религии и соблюдением Его законов. И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.
Islam Q&A фатва № 45174 Перевод: sawab.info