Различие между плачем и причитанием над покойным
Вопрос: Не могли бы вы разъяснить разницу между плачем по умершему человеку (аль-букаъ) и причитанием над ним (ан-нувах)? Относятся ли к причитанию вопли, выражение печали голосом и плач со слезами? Этот вопрос приводит меня в замешательство, а я очень нуждаюсь в ответе на него, так как причитание является грехом.
Ответ: Хвала Аллаху.
Что такое плач известно. Плач – это действие, при котором льются слёзы.
Что же касается причитания над покойником и его оплакивания, то учёные сказали, что это — слова и крик, который исходит от плачущего. Под словами подразумеваются оплакивание покойника, перечисление его хороших качеств, жалобный стон, который исходит от женщин во время оплакиваний и причитаний, вопль, крик и тому подобные известные действия, которые исходят от плачущей. Одни учёные сказали, что всё это сопровождается плачем, а другие говорили, что плач при этом не является условием, но связан с действиями плачущих, упомянутыми выше.
Передаётся, что ‘Абду-Ллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал:
— Когда заболел Са‘д ибн ‘Убада, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл навестить его. Вместе с ним были ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф, Са‘д ибн Абу Ваккас и ‘Абду-Ллах ибн Мас‘уд, да будет доволен ими Аллах. Войдя к нему, Пророк увидел, что тот находится в окружении своих родных, и спросил: «Он уже скончался?» Ему ответили: «Нет, о посланник Аллаха». Тогда посланник Аллаха заплакал. Увидев, что плачет посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заплакали и остальные. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разве вы не слышите? Поистине, Аллах не подвергает мучениям за слёзы, текущие из глаз, и за печаль сердца, но Он подвергает мучениям или милует за это», — и он указал на язык. (Этот хадис приводят аль-Бухари под № 1304 и Муслим под № 924).
Усама Ибн Зейд сказал: «Мы были у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда одна из его дочерей прислала к нему (человека с) приглашением придти и сообщала, что её мальчик или её сын при смерти. И он сказал посыльному: „Вернись к ней и сообщи, что Аллаху принадлежит и то, что Он взял, и то, что Он дал, и для всего определил Он свой срок. Так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду от Аллаха“. Посыльный вернулся и сказал, что она заклинает его прийти к ней. Тогда Пророк, встал и вместе с ним встали Са‘д Ибн ‘Убада и Му‘аз Ибн Джабаль. Я тоже отправился вместе с ними. Он поднял к себе мальчика, который уже начал хрипеть подобно тому, как (воздух) силой выходит из бурдюка, и тогда из глаз пророка потекли слёзы. Са‘д сказал ему: „Что это, Посланник Аллаха? “ Он ответил: „Это — милость, которую Аллах устроил в сердцах рабов Его. Поистине, Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих“» (Хадис приводят аль-Бухари под № 1284 и Муслим под № 923).
Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Са‘д подумал, что запретными являются все виды плача, что плач сам по себе является запретным. Он предположил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, забыл об этом и напомнил ему. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему, что просто плач и слёзы не являются ни запретным, ни порицаемым действием. Напротив, это — проявление милосердия и добродетель. А запретным является причитание, оплакивание покойного и плач, сопровождающий их».
А Аллаху ведомо лучше.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 163276