Различие между большими и малыми грехами
Ибн Кайим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Грехи подразделяются на малые и большие, согласно текстам Корана, Сунны, единогласному мнению праведных предков и разуму». Конец цитаты из «Мадаридж ас-Саликин» (1/135).
Когда мы познаем большие грехи, то узнаем и о малых.
Кроме перечисления основных семи видов больших грехов, ученые дали многочисленные определения большим грехам, тем самым не ограничивая их число семью.
Хафиз сказал: «Сказано: большие грехи — это те, которые несут угрозу совершающему их, согласно текстам Корана и Сунны».
Ибн Салах сказал: «У них (больших грехов) есть много признаков. Среди них — наличие наказания категории хадд, угроза огня Ада за их совершение или наказания другой мерой, указанной в Коране и Сунне. Среди них — описание совершающего их, как нечестивца. Сюда же относится проклятие Аллаха тем, кто совершил подобное».
Исмаил Кади с достоверной цепочкой передачи передал от Хасана Басри: «Всякий грех, который Аллах сопоставляет с наказанием огнем Ада, является большим грехом».
Одним из самых прекрасных определений являются слова имама Куртуби в «Муфхам»: «Всякий грех, на который указывает Коран и Сунна как на большой, и имеется единогласное мнение ученых (иджма), что он является большим, великим, или грех, за который объявлена страшная кара или дается указание о применении наказания (хадд), или сообщается о сильном его порицании — все это является большим грехом».
Халими в «Минхадж» сказал: «Какие бы грехи не взять, среди них есть большие и малые. Малый грех может перейти в категорию большого при наличии связанных с ним других грехов. Также и большой грех может перейти в категорию бесчинства — как, например, убийство человека без права является большим грехом. А если он убьет прямое и косвенное потомство, родных, или будет убивать в заповедной мечети или в запретные месяцы — то все это является бесчинством.
Прелюбодеяние — большой грех. Но если прелюбодеяние будет с женой соседа, с родственниками, или совершено в месяц Рамадан или при Заповедной мечети — то это уже бесчинство.
Кража денег менее суммы, с которой выплачивается закят (нисаб) — это малый грех. Но если у пострадавшего не окажется других денег, и по этой причине он будет испытывать нужду — то это уже большой грех». Конец цитаты Хафиза (сокращенно). См. «Тафсир Ибн Касир» (2/285-286).
Шейха ислама Ибн Таймию, да смилостивится над ним Аллах, спросили о больших грехах, упомянутых в Коране и хадисах — имеются ли границы их определения? Он ответил: «Самым прекрасным словом по этому вопросу является сказанное Ибн Аббасом и упомянутое Абу Убайдой, Ахмадом ибн Ханбалем и другими: малым грехом считается все, что выходит за рамками двух наказаний (хадд) — наказания при жизни и наказания в Судный день. Это раскрывает смысл определения: (малый грех) это то, за что не предусмотрено наказание (хадд) в земной жизни. Это раскрывает смысл определения: всякий грех, после упоминания которого следует проклятие Аллаха, гнев Аллаха или огонь Ада, является большим грехом. Это раскрывает смысл определения: и нет в этом наказания (хадд) в земной жизни и угрозы в Судный день, т. е. частной угрозы, как например угрозы огнем, гневом или проклятием, (что и является малым грехом).
А также, всякий грех (за совершение которого) человеку грозит не войти в Рай и даже не почувствовать его запаха, или о котором говорится, что «кто совершит такой-то грех, тот не из нас» и что такой человек грешен — все это является одним из больших грехов». Маджму’ фатава (11/650-652).
Точные указания о больших грехах ограничиваются семью.
Имамы Бухари (2767) и Муслим (89) передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Остерегайтесь семи страшных, губительных грехов». Его спросили: «О, посланник Аллаха! Каковы они?». Он ответил: «Придание сотоварища Аллаху, колдовство, убийство человека не по праву, ростовщичество, поедание имущества сирот, дезертирство с поля боя, обвинение целомудренной мусульманки в прелюбодеянии».
Имам Табарани в «Муъджамуль Авсат» (5709) привел от Абу Саида Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Больших грехов — семь: придание в сотоварищи Аллаху, убийство человека не по праву, обвинение целомудренной мусульманки в прелюбодеянии, дезертирство с поля боя, использование ростовщичества, поедание имущества сироты, возвращение в стан бедуинов после переселения (хиджры)». Хадис посчитал достоверным Альбани в «Сахих Джами» (4606).
Это не означает , что большие грехи ограничены семью.
Хафиз сказал в «Фатх-аль Бари»: «Привел Табари от Ибн Аббаса, которому сказали: «Больших грехов семь». На что он сказал: «Их больше, чем семью семь». В другой версии от него передается: «Их около семидесяти». В другой версии: «Около семисот». Эти его слова соотносят с преувеличению, к которому он прибег в противовес тому, кто ограничил большие грехи семью».
Обратимся к трем положениям, существующим по данному вопросу:
Постоянство в малом грехе делает его большим.
Имам Карафи сказал: «Малый грех не лишает человека качества справедливости (адаля) и не делает его нечестивцем, если только он не проявляет постоянство в нем, что становится уже большим грехом. Как говорили праведные предки — постоянно совершаемый малый грех это уже не малый, а большой грех, но с принесением раскаяния он становится малым. Где под раскаянием понимали покаяние с присущими ему условиями, а не просто раскаяние и намерение». Мавсуа фикхия (34/156).
Ибн Кайим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Постоянство в малом грехе по степени равняется большому греху или превосходит его» Игасату Лахафан (2/151).
Шейх Ибн Усаймин, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если человек постоянен в малом грехе и этот грех становится его привычкой, то он становится большим грехом — именно по причине постоянного совершения, а не потому, что он таковым является. Например: общение с женщиной для услады является запретным (харам), но не является большим грехом. Однако, если человек постоянен в этом настолько, что у него нет другого стремления, кроме как заниматься по телефону общением с женским полом, грех становится большим. Постоянство в малом грехе делает его большим именно по причине постоянного совершения. Потому что постоянство в малом грехе указывает на его пренебрежение Аллахом, Свят он и Велик и игнорирование того, что запретил Аллах». Ликау баб-уль мафтуха (5/172).
Недооценка малых грехов пагубна.
Имам Ахмад (3808) привел от Абдуллы Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Остерегайтесь недооценивать грехи. Поистине они могут накапливаться в человеке до тех пор, пока не погубят его».
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, привел пример: «Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду». Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих ат-Таргиб» (2470).
Обратитесь к ответу на вопрос (22422).
Оставление больших грехов стирает малые грехи.
Никто не обезопасен от совершения грехов в своей жизни — они совершаются либо между человеком и Господом, либо между человеком и другими людьми. Поэтому всегда следует стараться очищать свою страницу. Так знай, что если боятся смертельных (мухликат), больших (кабаир) и наказываемых (мубикат) грехов, то Аллах простит совершенные между ними малые грехи (ламам). Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (Сура Женщины, аят 31).
Также Он сказал (перевод смысла): «Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением …» (Сура Звезда, аят 32).
Хафиз Ибн Хаджар, да смилостивится над ним Аллах, сказал: “Хаттабий сказал: Смысл слова «ламам», которое упомянул Аллах в аяте: «Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков (ламам)» — это то, что прощается. В другом аяте Аллах сказал: «Если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, мы сотрем ваши прегрешения» (Сура Женщины, аят 31)». Из этих двух аятов следует, что мелкие грехи (ламам) — относятся к малым грехам, которые стираются избеганием больших грехов”.
А Аллах знает лучше!
Islam Q&A, фатва № 127480 Перевод: Асад аль-Кудали [islamcivil.ru]