Разъяснение великого правила: запрет дружбы с неверующими
Вопрос: Прошу объяснить мне на примерах, что имеется в виду в выражении: «дружба с кафирами запрещена»?
Ответ: Хвала Аллаху.
Да, примеры дадут ясное представление о значении этого правила, поэтому мы сразу перейдем к сути вопроса и приведем наиболее важные моменты, упомянутые учеными и имамами призыва.
— Удовлетворение их неверием, или сомнение в их куфре, или отказ от признания их неверующими, или похвальные слова об их религии. Всевышний Аллах сказал: «(Гнев Аллаха падет на тех), кто сам раскрыл грудь для неверия» (Коран, 16:106). Всевышний Аллах говорит, что неверие в тагута является ваджибом и условием веры: «Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять» (Коран, 2:256). Аллах сказал об иудеях, которые предпочитают неверующих мусульманам: «…и говорят о неверующих: «Эти следуют более верным путем, чем верующие»» (Коран, 4:51).
— Обращение к ним на суд. Всевышний Аллах говорит: «они хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него» (Коран, 4:60).
— Любовь и привязанность к ним. Аллах говорит: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником» (Коран, 58:22).
— Полагаться на них, делая их своей опорой и обращаясь к ним за поддержкой. Всевышний Аллах говорит: «Не полагайтесь на нечестивцев, не то вас поразит адский огонь» (Коран, 11:113).
— Помощь и поддержка им против мусульман. Всевышний Аллах говорит: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (Коран, 9:71). Про неверующих Он сказал, что они «дружат между собой» (Коран, 5:51), и далее Всевышний сказал: «Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них» (Коран, 5:51).
— Становление членом их общества, вступление в их партии, увеличение их численности, принятие их гражданства (без крайней необходимости), служба в их армии, работа на разработке их оружия.
— Введение их законов и судопроизводства в мусульманских странах. Всевышний говорит: «Неужели они ищут суда времен невежества?» (Коран, 5:50).
— Дружба с ними вообще, принятие их помощи и поддержки, полагаясь на них. Всевышний Аллах сказал, запрещая подобное отношение: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу» (Коран, 5:51).
— Заискивание (мудахана) и угодничество перед ними, поступаясь своей религией. Всевышний сказал: «Они хотели бы, чтобы ты был уступчив (в религии), и тогда они тоже стали бы уступчивы» (Коран, 68:9). Это включает в себя сидение вместе с ними и вход в места, где они насмехаются над аятами Аллаха. Всевышний говорит: «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им» (Коран, 4:140).
— Доверие к ним, беря их в качестве приближенных и советников, вместо верующих. Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете! Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: «Умрите от своей злобы! Аллаху известно о том, что в груди». Если с вами случается доброе, это огорчает их; если же вас постигает несчастье, они радуются» (Коран, 3:118-120).
Передается, что ‘Аиша, супруга Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел в направлении Бадра и достиг места под названием Харрат аль-Вабара. В это время к мусульманам присоединился мужчина, который был известен своей отвагой и доблестью. Увидев его, сподвижники посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обрадовались. Догнав посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: “Я прибыл, чтобы присоединиться к тебе и разделить с тобой военную добычу”. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: “Веруешь ли ты в Аллаха и Его посланника?” Мужчина ответил: “Нет”. Тогда он сказал: “Возвращайся, ибо я никогда не попрошу помощи у многобожника”. ‘Аиша продолжила: И он двинулся дальше, а когда мы достиги дерева, этот мужчина вновь догнал его. Между ними состоялась такая же беседа, что и в первый раз, после чего Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Возвращайся, ибо я никогда не попрошу помощи у многобожника”. Мужчина отъехал, а когда мусульмане достигли места под названием аль-Байда, он вновь подъехал к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он спросил: “Веруешь ли ты в Аллаха и Его посланника?” Мужчина ответил: “Да”. Он сказал: “Тогда иди с нами”». Этот хадис передал Муслим (3388).
Из этих текстов становится очевидным запрет на назначение неверующих на должности, благодаря которым они могут ознакомиться с положением мусульман и узнать их тайны, чтобы строить козни против мусульман и причинять им вред.
— Назначение кафиров на руководящие должности, где они главенствуют над мусульманами, могут унизить и распоряжаться делами единобожников, препятствовать их религиозной практике. Всевышний Аллах говорит: «Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (Коран, 4:141).
Имам Ахмад передал, что Абу Муса ал-Аш’ари – да будет доволен им Аллах! – сказал: «Я сказал ‘Умару, да будет доволен им Аллах: «У меня есть писарь-христианин», на что он ответил: «Что с тобой, да разразит тебя Аллах! Неужели ты не слышал слово Аллаха: «О вы, которые уверовали! Не дружите с иудеями и христианами: они дружат между собой»? Неужели ты не мог подобрать себе истинно верующего (т.е. мусульманина)?». Я сказал: «О, правитель правоверных! Мне нужен только писарь, а его вера остается с ним». Он ответил: «Я не окажу им почет, тогда как Аллах презрел их. И не буду возвеличивать их, тогда как Аллах их унизил. И не буду приближать их, тогда как Аллах их отдалил!».
Нельзя нанимать их на работу в мусульманские дома, где они могут использовать слабые места мусульман и привить детям склонность к неверию. Именно это происходит сегодня, когда приглашают неверующих на работу в мусульманские страны в качестве водителей, служащих и частных воспитателей в мусульманских семьях.
Так же нельзя отдавать детей в кафирские школы и миссионерские институты, колледжи и университеты, где учат всему плохому и устраивают их жить в семьи неверующих.
— Подражание неверующим в одежде, внешности, разговоре или любым другим способом, потому что подражают только тому, кого любят. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто уподобляется каким-либо людям, является одним из них».
Запретным является уподобление кафирам в обычаях, актах поклонения, внешнем виде, нравах, которые присущи только им. Это включает в себя бритьё бороды, отращивание усов, разговор на их языке без необходимости, форма одежды, манера еды и питья.
— Проживание в их странах без необходимости и нужды. Слабым мусульманам, которые не могут открыто практиковать свою религию, запрещено пребывать среди неверующих, если есть возможность совершить хиджру. Всевышний Аллах сказал: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах – Снисходительный, Прощающий» (Коран, 4:97-99).
Аллах дал оправдание только слабым мусульманам, которые пребывают в странах неверующих, не имея возможности совершить хиджру (переселение). Это относится и к тем, кто пребывает среди них с пользой для религии, как призыв к Аллаху и распространение Ислама в этих странах.
Мусульманин, отправляющийся в страны неверующих, должен отвечать следующим условиям: он должен обладать достаточным количеством религиозных знаний, чтобы развеять сомнения, и иманом, чтобы противостоять соблазнам и искушениям. Он так же должен демонстрировать свою религию, гордиться Исламом и избегать плохих мест, остерегаться происков и козней врагов. Так же дозволено, и даже обязательно, отправиться в их страны с целью призыва неверующих к Аллаху и распространения Ислама.
— Восхваление неверующих, защита и высокая оценка их культуры и цивилизации, восхищение их нравами и навыками, не принимая во внимание их ложные идеологии и порочную религию. Всевышний говорит: «Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это – блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее» (Коран, 20:131).
Кроме того, запрещено возвеличивать их и давать почетные имена и титулы, приветствовать их первым, давать им лучшие места в собраниях и уступать путь. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не приветствуйте первыми иудеев и христиан, а когда встретитесь с ними на дороге, оттесните их к наиболее узкой ее части». Этот хадис передал Муслим (4030).
— Замена мусульманского летоисчисления на их календарь (особенно, если в них обозначены обряды и праздники неверующих), подобно григорианскому календарю, который основывается на предполагаемой дате рождения Мессии (Иисуса), мир ему, что является их собственным нововведением, не имеющим ничего общего с религией Мессии. Использование этого календаря является соучастие в оживлении обрядов и праздников неверующих.
Для того чтобы избежать этого, когда сподвижники – да будет доволен ими Аллах! – в эпоху халифа ‘Умара – да будет доволен им Аллах! – хотели ввести мусульманский календарь, они отклонили календари неверующих и начали исчисление с хиджры Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это указывает на необходимость отличаться от кафиров в этом, как и во всем, что присуще неверующим, и Аллах — Тот, Кто оказывает помощь.
— Участие в праздниках неверующих, помощь в их праздновании, или поздравление по случаю этих праздников, или посещение мест их проведения. Слово аз-зур (ложь) в аяте: «Они не присутствуют при лжи» (Коран, 25:72) было истолковано как праздник неверующих.
— Использование их имен. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заменил имена, содержащие ширк, такие, как ‘Абд ал-‘Узза и ‘Абд ал-Ка’ба.
— Просьба о прощении и милости для них. Всевышний Аллах сказал: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада» (Коран, 9:113).
Эти примеры дают четкое представление о правиле запрета принимать дружбы с кафирами. Мы просим у Аллаха правильного убеждения и сильной веры, и к Нему мы обращаемся за помощью.
Шейх Мухаммад Салих ал-Мунаджид.
Islam Q&A фатва № 2179 Перевод: sawab.info