Правильный хиджаб
Вопрос: Каковы обязательные качества, которые должен иметь исламский хиджаб? Существует множество разных форм хиджаба, и у меня есть подруга из Дании, которая недавно приняла Ислам. Она очень рада этому (хвала Аллаху) и хочет надеть хиджаб. Я прошу указать нам место, где сказано, что хиджаб должен быть длинным джильбабом. Она крайне нуждается в вашем ответе.
Ответ: Хвала Аллаху…
Шейх аль-Албани, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: Условия (шурут) хиджаба следующие:
Первое: Хиджаб должен закрывать все тело, кроме того, что исключено из этого обязательства.
Об этом говорится в слове Всевышнего Аллаха: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран, 33:59).
В этом аяте ясно говорится об обязанности покрывать всю красоту женщины и запрете раскрывать какую-либо часть тела перед посторонними мужчинами, за исключением того, что случайно обнажилось, за что не будет на них греха, если они поспешат прикрыться.
Хьафиз Ибн Касир сказал в своем тафсире:
− Они не раскрывают перед посторонними мужчинами ничего из своих красот, за исключением того, что невозможно скрыть. Ибн Мас’уд сказал: «Например, верхняя накидка и другая одежда, которую носили арабские женщины — то, что покрывает голову, но не скрывает нижнюю часть одежды, и в этом нет греха, потому что это невозможно скрыть».
Второе: Хиджаб не должен быть украшением сам по себе.
Потому что Всевышний Аллах сказал: «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас…» (Коран, 24:31). Этот аят общего значения включает верхнюю одежду. Красивая одежда привлекает внимание мужчин, о чём свидетельствуют слова Всевышнего: «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества…» (Коран, 33:33), а так же слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не спрашивайте меня о трех: о мужчине, который оставил джамаат, ослушался своего имама и умер в ослушании. Рабыня или раб, которые сбежали от своего господина и умерли. Женщина, муж которой обеспечивает ее, тогда как она в его отсутствие наряжается и выходит из дома. О них даже не спрашивай!». Хадис передали аль-Хаким (1/119) и Ахьмад (6/19) со слов Фаддаля бинт ‘Убайд. Этот хадис с достоверной цепочкой передатчиков приводится в «аль-Адаб аль-Муфрад» (аль-Бухари).
Третье: Хиджаб должен быть из плотной, непросвечивающей ткани, потому что только такое покрывало может прикрыть тело. Просвечивающая одежда увеличивает искушение женщиной и её привлекательность. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал по этому поводу: «В последние дни моей Уммы будут женщины, одетые и в то же время голые, а на их головах, как будто верблюжьи горбы. Проклинайте их – поистине, они прокляты». В другой версии хадиса добавлено: «Они не войдут в Рай и даже не почувствуют его запаха, хотя его аромат можно почувствовать на таком-то расстоянии от неё». Хадис передал Муслим со слов Абу Хурейры.
Ибн Абд аль-Барр сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду женщин, которые одеты во что-то облегающее из лёгкой ткани, которая не прикрывает наготу, поэтому их одежда – одно название, в действительности же эти женщины голые». Передал ас-Суйути в «Танвир аль-Хьавалик» (3/103).
Четвертое: Хиджаб должен быть свободным, не облегающим, чтобы не прорисовывалась какая-либо часть тела.
Целью одеяния в одежды является предотвращение искушения (фитны), что может быть достигнуто только при помощи широкой, свободной одежды. Узкая, прилегающая одежда может скрывать цвет кожи, но в то же время она подчеркивает формы тела, дразня воображение мужчин. Несомненно, такое одеяние является одной из форм непристойности и призывом к греху, поэтому обязательно, чтобы одежда была широкой. Усама б. Зайд сказал:
− Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал мне одежду из плотного египетского полотна. Эта одежда была из подарков, которые ему подарил Дахьийа аль-Кальби. Я отдал эту одежду моей жене. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «Почему ты не одеваешь египетскую одежду?» Я сказал: «Я отдал её моей жене». Он сказал: «Вели ей одеть под неё рубаху, т.к. я боюсь, она будет облегать её тело». Хадис передали ад-Дыйаъ аль-Макъдиси в «аль-Ахьадис аль-Мухтара» (1/441), Ахьмад, аль-Байхакъи с хасан иснадом.
Пятое: Хиджаб не должен пахнуть ладаном или парфюмерией.
Есть множество хадисов, запрещающих женщинам использовать благовония при выходе из дома. Мы приведем некоторые из этих хадисов с достоверной цепочкой передатчиков:
1. От Абу Мусы аль-Аш’ари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любая женщина, которая надушилась, а затем прошла мимо людей и они почувствовали её запах, является прелюбодейкой».
2. От Зайнаба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас (женщин) собирается в мечеть, пусть не прикасается к духам».
3. От Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любая женщина, которая использовала бахур (ладан), пусть не участвует с нами в ночной (‘ишаъ) молитве».
4. От Мусы б. Йассар, что мимо Абу Хурейры прошла женщина, от которой исходил сильный аромат, и он сказал: «О рабыня Джаббара! Не в мечеть ли ты направляешься?». Она ответила: «Да». Он сказал: «И для этого ты умастилась благовониями?». Она сказала: «Да». Он сказал: «Возвращайся назад и умойся. Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Аллах не примет молитву женщины, от которой исходит аромат благовоний, пока она не вернется домой и не умоется»».
Приведенные хадисы имеют общий смысл, который сводится к тому, что благовония, которыми умащают тело, так же используется и для одежды. В третьем хадисе упоминается ладан, который в большинстве случаев используется для одежды.
Причина его запрета очевидна, и заключается в том, что это способствует возбуждение страстей. Ученые отнесли к этому всё, что входит в эту категорию вещей, например, красивая одежда, ювелирные изделия, которые видны, чрезмерное украшение, а так же смешение с мужчинами. (См. Фатх аль-Бари, 2/279)
Ибн Дакъикъ аль-‘Ид сказал: Женщине, которая отправляется в мечеть, запрещено использовать духи, потому что их аромат может вызывать желание у мужчин. Об этом сообщил аль-Манави в Файд аль-Къадир, в комментариях к первому хадису от Абу Хурайры, приведенному выше.
Шестое: Одежда женщин не должна быть похожа на одежду мужчин.
В достоверных хадисах сообщается, что женщина, которая уподобляется мужчинам в одежде или в чём-либо другом, проклята. Вот некоторые из этих хадисов:
1. Хадис Абу Хурейры, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял мужчину, который носит женскую одежду, и женщину, которая носит мужскую одежду.
2. Хадис Абд-Аллаха б. ‘Амра, который сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не относятся к нам женщина, уподобляющаяся мужчинам, и мужчина, уподобляющийся женщинам».
3. Хадис Ибн Аббаса, который сказал: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин, и сказал: «Изгоняйте их из домов». Он (т.е. Ибн Аббас) так же сказал: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, изгнал такого-то, и изгнал ‘Амр такого-то. В другой версии хадиса говорится: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, которые уподобляются мужчинам, и мужчин, которые уподобляются женщинам.
4. Хадис Абд-Аллаха б. ‘Амра, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Три категории людей не войдут в Рай, и не посмотрит на них Аллах в День воскресения: ослушающийся родителей, мужеподобная женщина, уподобляющаяся мужчинам, и сводник».
5. Хадис Ибн Абу Малика (его имя – Абд-Аллах б. Убайд-Аллах), который сказал: Спросили Аишу, да будет Аллах доволен ею: «Что, если женщина носит мужские сандалии?». Она ответила: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, которые ведут себя как мужчины».
Эти хадисы содержат ясные доказательства того, что женщинам запрещено уподобляться мужчинам, и наоборот. Они включают в себя одежду и другие вопросы, кроме первого хадиса, в котором говорится только об одежде.
Седьмое: Одежда не должна походить на одежду не мусульман.
Шариат запрещает мусульманам — женщинам и мужчинам – уподобляться кафирам, будь то в их поклонении, праздниках или в одежде, характерной для них. К сожалению, сегодня многие мусульмане пренебрегают этим великим правилом исламского Шариата, даже те, кто заботятся о религии и призывают к ней других. Это происходит или из-за незнания своей религии, или по причине следования собственным желаниям, или из-за заблуждений, связанных с современными традициями, или подражания кафирской Европе. Это подражание является одной из основных причин упадка и слабости мусульман, которые позволили иностранцам подавить и колонизировать себя. «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран, 13:11), если бы они только знали!
Следует знать, что этому важному правилу есть много доказательств в Коране и Сунне, и что Сунна раскрывает и объясняет доказательства из Корана, как это всегда бывает.
Восьмое: Одежда не должна быть одеждой тщеславия.
В хадисе Ибн ‘Умара, да будет Аллах доволен им, говорится: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто носил в этом мире одежду, вызывающую тщеславие, Аллах оденет в День воскресения в одежду унижения и ввергнет в ней в Огонь». (Хьиджаб аль-Маръа аль-Муслима, с. 54-67).
А Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.
Islam Q&A фатва № 6991 Перевод: sawab.info