Отец, пренебрегающий своей семьей
Вопрос: Каково положение отца, который пренебрегает семьей? Он не обеспечивает свою семью, хотя получает пособие по безработице, и оставляет всю сумму себе. Те деньги, которые получает мама, работая няней, она тратит на продукты питания и другие повседневные нужды. Является ли моим грехом то, что отец сердится на меня и не разговаривает со мной из-за денег? Грешу ли я, разговаривая с матерью в отсутствие отца? Мой отец занимается призывом (даават) с Джамаатом Таблиг, но безответственно относится к своей семье. Разве сподвижники поступали таким образом – уходили на призыв, оставляя своих детей?
Ответ: Хвала Аллаху.
Без всякого сомнения, подобные проблемы являются следствием незнания многих шариатских положений и отсутствия понимания человеком своих обязанностей по отношению к тем, кто находится на его попечении, и предписаний Всевышнего Аллаха по отношению к семье.
Одним из главнейших прав жены и детей является расходы на их обеспечение. Более того, это один из величайших актов поклонения и способов приближения к Аллаху, которое может совершить человек. Обеспечение включает в себя: пропитание, одежда, кров и все остальное, что необходимо для духовного и физического благосостояния.
Всевышний Аллах говорит, что мужчины должны расходовать на женщин. Они являются попечителями женщин и имеют преимущество над ними, поскольку расходуют на них – дают махр (приданое) и средства к существованию. Всевышний Аллах сказал (здесь и далее перевод смысла): «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (Коран, 4:34).
На обязательность этого расходования указывают Коран, достоверная Сунна, консенсус ученых и людей, наделенных мудростью.
Доказательства из Корана:
«Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (Коран, 65:7).
«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей» (Коран, 2:233).
«Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени» (Коран, 65:6).
Доказательства из Сунны:
Есть множество хадисов, говорящих об обязанности мужа расходовать на своих жен, детей и тех, кто находится под его опекой. В достоверном хадисе Джабира бин Абд-Аллаха, да будет доволен ими Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в своей Прощальной Проповеди: «Бойтесь Аллаха в отношениях с вашими женщинами, ибо, поистине, они привязаны к вам, словно пленницы, ведь вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и получили право на близость с ними, согласно слову Аллаха. Их права в отношении вас заключаются в том, чтобы вы обеспечивали их пропитанием и одеждой согласно общепринятым нормам». Хадис передал Муслим (8/183).
Передается от ‘Амра бин аль-Ахьваса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время Прощального Хаджа говорил: «Поистине, у вас есть права на своих женщин, и у ваших женщин есть права на вас. Вы имеете право на то, чтобы ваши женщины не позволяли садиться на ваши постели кому-либо, кто неприятен вам, и не давали им разрешения входить в ваши дома. Права же женщин в отношении вас состоят в том, чтобы вы хорошо относились к ним, одевали их и кормили». Хадис передали ат-Тирмизи (1163) и Ибн Маджа (1851).
В хадисе Му’авия бин Хьайды, да будет доволен им Аллах, передается, что он спросил: «О посланник Аллаха, каковы права наших жен, которые мы должны соблюдать?» Он ответил: «Чтобы вы кормили их так же, как вы сами питаетесь, и одевали в той же мере, как вы сами одеваетесь, и чтобы вы не оскорбляли их и не били». Хадис передал Абу Дауд (2/244), Ибн Маджа (1850) и Ахмад (4/446).
Имам аль-Багави приводит следующие слова аль-Хаттаби: «Это говорит об обязательстве расходовать на женщину и одевать ее, согласно возможности ее мужа. И если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это правом женщины, то муж обязан соблюдать его, находится ли он рядом с ней или нет. Если в данный момент у него нет возможности, то это становится его долгом, как любые другие обязательства, обязывает ли его к этому кади (судья) или нет».
Передается, что Вахб сказал: «Вольноотпущенник ‘Абд-Аллаха бин ‘Амра сказал ему: “Я хочу провести этот месяц в Байт аль-Макъдис (в Иерусалиме)”. Тот спросил: “Ты оставил для своей семьи достаточно средств на этот месяц?” Он ответил: “Нет”. Тогда Абд-Аллах сказал: “Возвращайся к своей семье и дай им все необходимое. Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: Достаточно мужчине греха, если он погубит тех, кого обязан содержать”». Хадис передали Ахмад (2/160) и Абу Дауд (1692).
Основу этого хадиса приводит Муслим (245): «Достаточно мужчине греха, если он не обеспечивает пропитанием того, кто находится на его попечении».
Передается от Анаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах спросит с каждого пастыря (ответственного) за его паству (тех, кто находится под его ответственностью): уберег ли он их или погубил. И Он спросит мужчину о его семье». Хадис передал Ибн Хьиббан.
В хадисе Абу Хурейры передается, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Клянусь Аллахом, выйти утром одному из вас с вязанкой дров на спине, продать их, благодаря чему он удовлетворит свои нужды и даст милостыню, лучше для него, чем просить у людей, которые подадут ему или откажут. Потому, что верхняя рука (подающего милостыню) лучше нижней (которая берет подаяние). И начинайте с тех, кто находится под вашей ответственностью». Хадис передал Муслим (3/96).
В другой версии этого хадиса, которую приводит Ахмад (2/524), говорится: «Кто-то спросил: “А кто находится под нашей ответственностью, о посланник Аллаха?” Он ответил: “Из тех, кто находится под твоей ответственностью — твоя жена”».
Передается от Джабира бин Самуры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах дает вам добро, начинайте с себя и со своей семьи». Хадис передал Муслим (1454).
Что касается научного консенсуса (иджма):
Имам аль-Муваффакъ Ибн Къудама, да помилует его Аллах, сказал: «Ученые единогласны в том, что совершеннолетние мужья обязаны содержать своих жен, если они не проявляют неповиновение. Так сказал Ибн аль-Мунзир и другие ученые». См. «аль-Мугни» (7/564).
Шариатские тексты, приведенные выше, указывают на обязанность мужчины расходовать на свою семью и заботиться о ней. Многочисленные достоверные хадисы от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, демонстрируют высокое достоинство этого дела и относят это к праведным деяниям перед Всевышним Аллахом. Так в хадисе Абу Мас’уда ль-Ансари передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Расходы мусульманина на свою семью, в надежде получить вознаграждение от Аллаха, является милостыней для него». Хадис передал аль-Бухари (1/136).
Аль-Хьафиз Ибн Хьаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Расходование на свою семью является обязанностью (ваджибом) по единогласному мнению ученых. Законодатель назвал это милостыней, чтобы люди не думали, что они выполняют обязанность, за которое не полагается вознаграждение, ведь они знают какова награда за милостыню. Он дал им знать, что это является милостыней, чтобы они не отдавали свое имущество другим, пока не удовлетворят нужды своих семей, поощряя их давать обязательную милостыню перед добровольным пожертвованием». Конец цитаты из «аль-Фатхь» (9/498).
Передается от Са’да бин Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Сколько бы ты не потратил на свою семью, ты будешь вознагражден, даже за кусок пищи, что ты положишь в рот своей жены». Хадис передали аль-Бухари (3/164) и Муслим (1628).
Передается от Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Динар, потраченный на пути Аллаха, на освобождение раба, в качестве милостыни для нуждающегося, и динар, потраченный на свою семью — самым значительным из них со стороны вознаграждения является динар, потраченный на свою семью». Хадис передал Муслим (2/692).
Передается, что Ка’б бин ‘Уджра сказал: «Мимо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прошел один мужчина. Удивленные его выносливостью и энергией, сподвижники сказали: “О посланник Аллаха, если бы он использовал эти качества на пути Аллаха!”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если он вышел, чтобы прокормить своих маленьких детей, то он на пути Аллаха. Если он вышел, чтобы прокормить престарелых родителей, то он на пути Аллаха. Если он вышел заработать себе на хлеб, чтобы не просить других, то он на пути Аллаха. Но если он вышел ради показухи или хвастовства, то он на пути шайтана». Хадис передал ат-Табарани. См. «Сахих аль-Джами’» (2/8).
Праведные предки, да помилует их Всевышний Аллах, поняли эту обязанность должным образом, и это знание было светочем в их семейной жизни. Какой глубокий смысл заключен в словах Имама ‘Абд-Аллаха бин аль-Мубарака, да помилует его Аллах: «Нет ничего более обоснованного, чем заработок на жизнь, даже джихад на пути Аллаха»! См. «ас-Сияр» (8/399).
Не дозволено мусульманину пренебрегать своей семьей, даже если он утверждает, что путешествует для совершения богоугодных дел, потому что оставление семьи без должного внимания и материального обеспечения является запретным (харам). Мы приводили выше наставление ‘Абд-Аллаха бин ‘Амра тому, кто хотел провести месяц в Байт аль-Макъдис — что сперва он должен обеспечить свою семью всем необходимым.
Ты должен передать своему отцу смысл данного ответа и мягко разъяснить ему этот вопрос. Если ты исправишь упущение твоего отца, компенсировав материальный недостаток из собственных средств, в меру твоих возможностей, то ты получишь большую награду, инша Аллах.
Просим Аллах улучшить положение всех мусульман. Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.
Islam Q&A, фатва № 3043 Перевод: sawab.info