Очищение Сунны
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не исчезнет группа из моей Уммы победоносная на истине. Не повредят им те, кто противостоит им, пока не придет повеление Аллаха (т.е. последний Час)». Хадис передал Муслим.
Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «…И не прервется помощь группе из моей Уммы. Те, кто противостоит им, не повредит им, пока не настанет Час». Ат-Тирмизи (2/30), который сказал: «Хадис — сахих хасан».
Ибн Аль-Мубарак сказал: «Для меня, они — асхабу-ль-хадис (обладатели хадиса)». «Шараф асхабу-ль-Хадис, аль-Хатыб аль-Багдади» (стр. 26).
Имам Аль-Бухари сказал: «Это значит асхабу-ль-хадис». Там же (стр. 27).
Имам Ахмад сказал: «Если «та’ифату-ль-мансура» — не асхабу-ль-хадис, то я не знаю, кто они!» Передал аль-Хаким в «Ма’арифату-ль-Улюм Аль-Хадис» (стр. 3).
Аль-Кади ‘Ийад сказал: «То, что имел в виду Ахмад — ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а, те, кто крепко придерживаются вероубеждения асхабу-ль-хадис». Шарх Сахих Муслим, ан-Навави (13/67).
‘Абду-ль-Кадир аль-Джиляни сказал: «Что касается «аль-фиркату-н-наджийа» (спасенная группа), то это — ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а, и нет никакого имени для ахлю-с-Сунна, кроме одного, и это — асхабу-ль-хадис». Аль-Гунийату-т-Талибин» (стр. 212).
‘Абду-ль-Мухсин ‘Аббад сказал: «И то, что Аллах предписал нам и не дозволил иное, чем то, что передано в достоверном хадисе от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, без недостатков, отказа или искажения, тогда это обязательно для нас и всей Уммы — принять хадис и отказаться от всего, что противоречит ему». «Мин атиб фи ильми-ль-Мусталяха» (стр. 80).
Высказывания сподвижников
Абдулла ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Каждое новшество — заблуждение, даже если люди считают его благим». Ад-Дарими, (№ 39).
Этого высказывания достаточно, чтобы уничтожить понятие «благое бид’а», поскольку его называет заблуждением один из самых ученых сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. Мы можем выбирать кому следовать — Ибн ‘Умару или этим шейхам и муллам наших дней, которые являются имамами своих собственных прихотей и страстей.
Он также сказал: «Поистине, отвратительнейшее из дел перед Аллахом — нововведения». Аль-Байхаки, «Ас-Сунан аль-Кубра» (4/316).
Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) говорил, всякий раз, когда сидел в круге знания: «…и я предостерегаю вас от нововведений, потому что все, что привнесено из нововведений − заблуждение». «Аш-Шари’а» (стр. 55), также Абу Дауд с подобной формулировкой.
Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Следуйте Сунне Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и не привносите нововведения, потому что того, что вам предписано — достаточно для вас». Ад-Дарими.
Хузайфа ибн аль-Йаман (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Всякого дела поклонения, которого не практиковали сподвижники — не делайте». Абу Дауд.
Ибн Абу ад-Дунйа сообщил в «Китаб Аль-Ийаль» (№ 56), что Ата сказал: «Я спросил Айшу относительно акика (обрезание): «Каково твое мнение о том, кто приносит в жертву верблюда?» Она ответила: «Сунна — лучше и превосходнее».
Высказывания ученых второго и третьего поколения
Хасан Аль-Басри сказал: «Не сидите с людьми нововведения и страстей, не разговаривайте с ними, не слушайте их». Ад-Дарими, «Сунан» (1/121).
Абу Алийа сказал: «Изучайте Ислам. А когда вы узнали Ислам, не отворачивайте от него ни направо, ни налево. Но стойте на прямом пути и стойте на Сунне вашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, на чем стояли его сподвижники… И остерегайтесь нововведений, потому что они порождают вражду и ненависть среди вас, но придерживайтесь первоначального состояния, которое было прежде, чем люди разделились». Абу Ну’айм, «Аль-Хилйа» (2/218).
Суфьян Ас-Саури сказал: «Нововведения более любимы Иблису, чем грех. Так как от греха — раскаиваются, но от нововведения — не раскаиваются». Аль-Лялика’и, «Шарх Усуль И’тикад» (238).
Это из-за того, что новатор полагает, что он совершает нечто благое и потому не видит нужды в покаянии.
Он также сказал: «…так цепляйтесь за первоначальное состояние дел». («Аль-Хилйа», 6/376), это означает — придерживаться пути Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников.
Он также сказал: «Кто бы ни слушал новатора — утратил покровительство Аллаха и вручен нововведению». Абу Ну’айм в «Аль-Хилйа» (7/26) и Ибн Батта (№ 444).
Аль-Фудайль ибн ‘Ийад сказал: «Я встречал лучших из людей, все из них − люди Сунны, и они запрещали сидеть с людьми нововведения (в собрании)». Аль-Лялика’и (№ 267).
Он также сказал: «Кто бы ни сидел с человеком нововведения, пусть остережется его. И кто бы ни сидел с человеком нововведения, не будет дано ему мудрости. Мне хотелось бы, чтобы между мной и человеком нововведения была стена из железа. То, что я ем с иудеем и христианином приятней мне, чем то, что я ем с человеком нововведения». Аль-Лялика’и (№ 1149).
Аль-Ауза’и сказал: «Терпеливо ограничьте себя Сунной, остановитесь там, где остановились люди (сподвижники, последователи), говорите то, что они сказали, и избегайте того, чего избегали они. Держитесь пути предшественников (в религии), поистине, то, что было достаточно для них, будет достаточно для вас». «Аш-Шари’а» (стр. 58).
Он также сказал: «Придерживайтесь примера тех, кто предшествовал вам (в религии, т.е. сподвижники и их последователи), даже если люди отвергают вас. И остерегайтесь мнений людей, даже если они украшают их для вас своими речами». Аль-Хатыб аль-Багдади в «Шараф асхаби-ль-хадис» (стр. 7), Имам аль-Аджури в «Аш-Шари’а» (стр. 58), Ибн ‘Абду-ль-Барр в «Джами’у-ль-ильм уа фадлихи» (2/114).
Ибрахим Аль-Масайра сказал: «Кто бы ни удостоил почестью новатора — помог в уничтожении Ислама» Аль-Лялика’и, «Шарх Усуль И’тикад», 1/139.
Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз сказал: «Остановитесь там, где остановились люди! Поистине, они остановились после получения знания. Ясные доказательства удовлетворили их, а они были самые сильные в выявлении их. Если бы была хоть какая-то награда в чем-то, то они больше заслуживали ее. Если вы говорите: «Это было введено после них», то никто не вводит что-либо в нее (религию), не противореча их наставлению и желая иной пример, чем они. Они описали ее (религию) из того, что было достаточным, и то, что они сказали в отношении ее — достаточно. Все, что превыше них — излишество, а то, что ниже — недостаток. Некоторые люди потеряли что-то из этого (переданного сподвижниками), и они отклонились. А другие преступили это, поэтому они стали излишествующими. Но, поистине, они (сподвижники) были между этими двумя (крайностями), на прямом пути». Ибн Кудама в «Аль-Бурхан ли байани-ль-Кур’ан» (стр. 88-89), аль-Хафиз Ибну-ль-Джаузи в «Манакибу ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз» (стр. 83-84), аль-Хафиз Ибн Раджаб в «Фадлю-ль-ильми-с-саляф» (стр. 36).
Высказывания Имамов мазхабов
Имам Абу Ханифа сказал: «Придерживайтесь высказываний и пути предшественников, и остерегайтесь вновь изобретенных дел, потому что все это − нововведение». Ас-Суйути, «Сауну-ль-Мунтак» (стр. 32).
Имам Малик сказал: «Тот, кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, — заявляет, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не оправдал доверия, не передал Послание, так как Аллах говорит: «Сегодня я завершил для вас вашу религию». То, что не было частью религии тогда, не является частью религии сегодня». «Аль-И’тисам».
Он также сказал: «Настолько много вреда (Исламу) от людей нововведения, что мы не даем им Салям». Ибн Баттал в «Аль-Ибана» (441), аль-Багави в «Шарху-с-Сунна» (1/234).
Имам Аш-Шафи’и сказал: «Встретить Аллаха (в Судный День) с любым грехом, кроме ширка, для человека — лучше, чем встретить Его с любым из нововведенных вероубеждений». Аль-Байхаки, «Аль-И’тикад» (стр. 158).
Аль-Ляйс ибн Са’д (ум. 175) сказал: «Если бы я увидел человека страстей (так ученые Ислама называли новаторов) идущим по воде, я бы не принял (высказываний) от него».
А Имам Аш-Шафи’и дополнил: «Если бы я увидел его даже идущим по воздуху, то и тогда я бы не принял от него». Ас-Суйути, «Аль-‘Амр би-ль-иттиба уа-н-нахи ‘ани-ль-ибтида».
Имам Ахмад сказал: «Фундаментальные принципы Сунны у нас: … сторониться новшеств и всякое новшество — заблуждение». Усуль Ас-Сунна, Имама Ахмада (стр. 1).
И мы завершаем пересказ жемчужин мудрости ученых из лучших поколений Ислама, словами имама Хадиса, Аль-Бухари: «Я встретил более тысячи людей из людей знания аль-Хиджаза, Мекки, аль-Мадины, аль-Куфы, аль-Басры, Уасита, Багдада, Шама и Мисра…, и я никогда не видел, чтобы хоть один из них разногласил в отношении следующих вопросов: (…) и они запрещали и удерживали (людей) от нововведений — того, на чем не были Посланник и его сподвижники, из-за Его высказывания: «Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь…». (Сура Али Имран 3:103). И из-за Его высказывания: «..И если будете ему (Пророку) повиноваться, то пойдете по прямой дороге…». (Сура Ан-Нур 24:54). Цитата из «Шарх Усуль И’тикад» (1/170).
Среди ученых, с которыми он встречался, были: Ахмад ибн Ханбаль, Абу Убайд Аль-Касим, Ибн Ма’ин, Ибн Асим, Ибн Абу Шайба и др.
И да будет Аллах доволен и смилуется над всеми благородными защитниками, обновителями и приверженцами Сунны Его посланника! Всеми, которые упомянуты здесь и не упомянуты, известными и неизвестными нам, которых знает их Господь!
Из книги «Несколько слов о нововведениях (бида’а)».
Автор: Абу Ахмад