Не обольшайтесь собой!
«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий». (5:54)
Всевышний поведал о том, что Он абсолютно не нуждается в своих творениях, и поэтому человек, который отрекается от веры, нисколько не вредит Аллаху, а причиняет вред только самому себе. Есть много искренних рабов и правдивых мужей, которых милостивый и милосердный Господь обязался провести прямым путем. Эти люди обладают самыми безупречными качествами, самыми стойкими сердцами и самым лучшим нравственным обликом. Их самым большим достоинством является то, что их любит Аллах, и они любят Его. Любовь Аллаха к рабу действительно является самой славной милостью, которая может быть оказана ему, и самым великим достоинством, которым он может быть почтен.
Когда Аллах любит Своего раба, перед ним открываются большие возможности, и Аллах облегчает ему самые трудные начинания, вдохновляет его на совершение праведных поступков, помогает ему избегать предосудительных деяний и наполняет сердца рабов любовью и дружеским отношением к нему.
Но для того, чтобы заслужить любовь своего Господа, раб должен душой и телом следовать путем Божьего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, уподобляясь ему в речи, поступках и поведении. По этому поводу в кораническом откровении говорится: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (3:31).
Для того, чтобы заслужить любовь Аллаха, раб также должен постоянно приближаться к Аллаху посредством обязательных и дополнительных праведных деяний. В одном из достоверных хадисов Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается, что Аллах сказал: «Самыми любимыми деяниями, посредством которых Мой раб приближается ко Мне, являются те, которые Я вменил ему в обязанность. А благодаря добровольным обрядам Мой раб продолжает приближаться ко Мне до тех пор, пока Я не возлюблю его. А когда Я возлюблю его, Я буду слухом, которым он слышит, и зрением, которым он видит, и рукой, которой он хватает, и ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня, Я непременно одарю его. А если он прибегнет к Моему покровительству, Я непременно укрою его».
Для того чтобы заслужить любовь Аллаха, также необходимо познать Всевышнего и часто поминать Его. Если человек не познал Аллаха, то его любовь является ущербной. Более того, она вообще отсутствует, хотя сам человек может заявлять о ее существовании. Но если человек действительно возлюбил Аллаха, он непременно станет часто поминать Его, и если Аллах возлюбил Своего раба, то Он принимает от него даже самые незначительные деяния и прощает ему многие ошибки и прегрешения.
Одним из качеств таких рабов является то, что они смиренны перед верующими, но непреклонны перед неверующими. Они не превозносятся перед правоверными, потому что любят их и искренне желают им добра.
В общении с ними они бывают мягки, добры, снисходительны, милосердны и уступчивы, и правоверные без труда добиваются от них желаемого. Но в отношениях с неверующими, которые отвергают Аллаха, противятся Его знамениям и считают лжецами Его посланников, они бывают суровы и непреклонны. Они полны решимости враждовать с этими нечестивцами и делают все возможное для того, чтобы одержать над ними верх.
Всевышний сказал: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах» (8:60);
«Мухаммад – посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству» (48:29).
Суровость по отношению к врагам Аллаха относится к качествам, которые приближают раба к Аллаху, поскольку такой раб гневается на них вместе со своим Господом. Однако суровое и непреклонное отношение к неверующим не должно мешать мусульманам призывать этих людей к исламской религии самым достойным образом. Мусульмане должны совмещать суровое отношение к ним с мягкостью во время проповедей, поскольку оба эти качества являются необходимыми и полезными.
Затем Аллах сообщил, что правоверные сражаются на пути Аллаха, жертвуя своим имуществом и рискуя своими жизнями, и ведут эту борьбу словом и делом. Они не опасаются укоров порицающих. Напротив, они стремятся снискать благоволение своего Господа и боятся Его порицания больше, чем они боятся укоров творений. Это свидетельствует об их целеустремленности и твердой решимости, ибо малодушный человек лишается решимости, когда окружающие начинают порицать его, и теряет силы, когда они начинают укорять его. В сердцах таких людей живет преклонение перед творениями, степень которого зависит от того, какое внимание они уделяют мнению людей и насколько они готовы прислушиваться к их одобрениям и порицаниям, пренебрегая повелениями Аллаха. Человек не сможет очистить свое сердце от преклонения перед творениями, пока он ради Аллаха не перестанет бояться укоров порицающих.
После того, как Всевышний Аллах похвалил правоверных за прекрасные и возвышенные качества, которыми Он одарил их, которые обязывают их совершать все остальные праведные поступки, не упомянутые в этом откровении, Аллах сообщил о том, что все это является Божьей милостью по отношению к ним. Правоверные не должны обольщаться собой и обязаны благодарить Аллаха, который оказал им такую великую милость, и если они будут благодарны, то Аллах осенит их еще большей милостью. А все остальные люди должны знать, что они не лишены возможности обрести милость Всевышнего Аллаха, который одаряет ею, кого пожелает.
Аллах обладает безграничной щедростью. Он объемлет своим милосердием все сущее и осеняет своих возлюбленных рабов милостью, которой не удостаиваются все остальные. Ему известно о том, кто заслуживает Божьей милости, и Он одаряет ею этих рабов. Ему лучше знать, кто достоин выполнить пророческую миссию и кто достоин быть последователем Божьих пророков.
Из тафсира Абду-Ррахмана ас-Саади Подготовил: sawab.info