Из-за какой болезни дозволено не поститься?

13.08.2011 | Автор:

Из-за какой болезни дозволено не постится?Вопрос: Из-за какой болезни человеку в Рамадан дозволено не поститься? Можно ли разговляться из-за любой болезни, даже если она незначительна?

Ответ: Вся хвала Аллаху… Большинство ученых, среди которых и имамы четырёх мазхабов, считают, что не соблюдать пост в Рамадан позволительно лишь по причине сильной или тяжелой болезни. Под сильной и тяжелой болезнью подразумевается такая, в которой присутствуют следующие черты:

1. болезнь усиливается по причине поста;
2. из-за поста излечение замедляется;
3. для человека сильно затруднителен пост, даже если он не усиливает болезнь и не замедляет исцеление;
4. ученые также добавили и этот пункт: если из-за поста человек заболевает.

Ибн Кудама, да  помилует его Аллах, сказал: «Болезнь, из-за которой дозволено не соблюдать пост, такая, что из-за поста усиливается сама болезнь или замедляется исцеление от неё. У имама Ахмада спросили: „Когда больной может разговляться?“, на что он ответил: „Если не может поститься“. Его спросили: „Например, если у него лихорадка?“», он ответил: „А какая болезнь тяжелее лихорадки!“…

Здоровому человеку, который опасается заболеть по причине поста, разрешено разговляться так же, как и человеку, который боится, что его болезнь из-за поста усилиться. Так как больному разрешено не постится из опасения, что его болезнь усилится и затянется. А возобновление болезни имеет тот же смысл». Аль-мугни. – Т. 4. – С. 403.

Ан-Науауи сказал: «Больной, который надеется на исцеление, но не в состоянии соблюдать пост, не обязан соблюдать его… Это в том случае, если он испытывает явное затруднение в соблюдении поста; не является условием (в дозволенности разговения достижения) такого состояния, когда он совсем не сможет поститься. Последователи имама аш-Шафи‘и  говорили: „Условием дозволенности разговения является достижение человеком такого состояния, когда ему тяжело поститься и переносить это“». Аль-маджму‘. – Т. 6. – С. 261.

Некоторые ученые говорили, что любому больному можно разговляться, даже если пост для него незатруднителен. Однако, это странное мнение, которое отвергают большинство ученых.

Ан-Науауи также сказал: «Что же касается легкой болезни, при которой не затруднительно поститься, то из-за неё нельзя разговляться. В этом нет разногласий между нами (то есть шафи‘итами – прим. пер.)». Маджму‘. – Т. 6. – С. 216.

Шейх Ибн ‘Усеймин сказал: «Что касается больного легкой простудой, легкой головной болью, зубной болью и т.п., на которого пост не влияет (которому пост не вредит —  прим. пер.),  то ему запрещается разговляться. Некоторые ученые говорили, что разговляться ему разрешает аят „А если кто болен…“ (сура «аль-Бакара», 185), на что мы ответим: „Эта норма имеет причину, а именно, что разговение облегчает состояние такого человека. Если же пост никак не влияет на человека (не ухудшает его состояние – прим. пер.), то ему не разрешается разговляться, и он обязан поститься“». Аш-шарх аль-мумти‘. – Т. 6. – С. 352.

«Ислам: вопрос и ответ»
Фатва № 12488
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.