Достоверные хадисы про Мункар и Накир

29.01.2015 | Автор:

Достоверно известно, что два ангела, уполномоченные задавать вопросы умершим, черно-синего цвета, и одного из ни зовут Мункар, а другого — Накир.

Передается от Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда хоронят человека, к нему приходят два черно-синих ангела, одного из которых зовут аль-Мункар, а второго – ан-Накир, и спрашивают: “Что ты говорил об этом человеке?”. И он отвечает так, как привык говорить (при жизни): “Он — раб Аллаха и Его посланник. Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник”. Они говорят: “Мы знали, что ты так скажешь”. Затем его могилу расширяют на семьдесят локтей в длину и на семьдесят локтей в ширину, и озарят светом. После этого ему говорят: “Спи”. Он говорит: “Хотел бы я вернуться к семье и рассказать об этом!”. Ангелы говорят: “Спи, словно молодожен, которого никто не будит, кроме самого любимого из его семьи …”, пока Аллах не поднимет его с этого ложа (т.е. пока не воскресит его).

Если же он был лицемером, он отвечает: “Я слышал, что говорят люди, и говорил то же самое. Я не знаю!”. Тогда они говорят: “Мы знали, что ты скажешь так”. Затем земле приказывают: “Сомкнись над ним”, и она сжимается и сдавливает его так, что его ребра переплетаются. Он будет мучаться в ней до тех пор, пока Аллах не поднимет его с этого ложа». Передал ат-Тирмизи (1071), аль-Албани назвал этот хадис хорошим в «Сахих ат-Тирмии».

Что касается хадиса Умара, да будет доволен им Аллах, то пути его передачи (санад) слабые, подобно хадису мурсаль (хадис, который передает табии от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не упоминая сподвижника), который передал Абд ар-Раззакъ в своем “Мусаннафе” от Амра б. Динара: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Умару: «Как ты поступишь, о Умар, с двумя испытывающими могилы, когда они прибудут к тебе, разрывая землю клыками, наступая на свои (длинные) волосы. Их глаза сверкают, словно молнии, а голоса подобны грохоту грома. У них кнут такой тяжелый, что даже если бы все люди объединились вместе, то не смогли бы нести его». Умар спросил: «И я буду таким, как сейчас?» Он ответил: «И ты будешь таким, как сейчас». Умар сказал: «Тогда я позабочусь о них для тебя, если захочет Аллах».

Аль-‘Иракъи в “Тахридж аль-Ихьйаъ” (4/223) сказал: «Этот хадис, тоже в версии мурсаль, передал Ибн Аби ад-Дунья в книге “аль-Къубур” от надежных рассказчиков. Аль-Байхакъи в “аль-И’тикъад” сказал: “Мы передали его достоверным путем от ‘Атаа б. Ясара в версии мурсаль”.

Я сказал: Ибн Батта передал его от Ибн Аббаса в «аль-Ибана». Так же его привел аль-Байхакъи от Умара в книге “аль-И’тикъад”, и сказал, что хадис является гариб (уникальный) с этим иснадом, переданным только Муфаддалем. Этот хадис так же передали Ахмад и Ибн Хиббан от Абд-Аллаха б. Умара. Умар сказал: “Вернут ли нам наш разум?” Он ответил: “Да, он будет таким же, как сейчас”. Тогда Умар сказал: “Я кину камень ему в лицо”». Конец цитаты.

Указав на слабость путей передачи хадиса, Фарих б. Солих аль-Бахляль сказал в комментарии к “аль-И’тикъад” аль-Байхакъи (стр. 254): «Быть может со всеми путями передач и другими подтверждающими хадисами, этот иснад является хорошим (хасан)».

Вопросы, с которыми ангелы обратятся к умершему, таковы: «Кто твой Господь?», «Какой религии ты придерживался?» и «Что за человек был послан к вам?».

См. ответы на вопросы под номерами (10403) и (22203).

А Аллах знает лучше.

Islam Q&A, фетва № 72400
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.