Милость для Миров
Всевышний Аллах отправил Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в качестве милости для миров. На это указывают Его слова: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107). Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — милость, которую Господь оказал людям и джиннам, как верующим из них, так и неверным. Он пришел, чтобы призвать их к Аллаху, вывести из мрака к свету.
Всевышний обратился к нему с приказом: «Скажи: «О люди! Я — посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем» (7:158).
Также Господь сказал, обратившись к Своему посланнику: «Вот Мы направили к тебе нескольких джиннов, чтобы они послушали Коран. Когда они пришли к нему, то сказали: «Молчите и слушайте!» Когда же оно (чтение Корана) было завершено, они вернулись к своему народу, чтобы предостеречь его» (46:29).Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — милость Аллаха для всех миров и довод, предъявленный Им всем Его творениям. Он — дар Всевышнего для верующих, ибо сказано: «Аллах даровал милость верующим, отправив к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164).
Абу Надра передал со ссылкой на очевидца, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читая проповедь в Мине во время хаджа, сказал: «О люди! Поистине Ваш Господь един, и ваш праотец един. Нет предпочтения арабу перед неарабом и неарабу перед арабом, так же как нет превосходства белого человека над черным и черного над белым! Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности!» Ахмад в Муснаде (12/226 по нумерации аль-Банна).
В этих предложениях содержится ясное указание на то, что разница между людьми, которая имеет значение, — это разница в богобоязненности. Чем больше человек страшится Аллаха, тем он достойней, к какому бы народу или расе он ни относился.
Всевышний Аллах одарил этого благородного пророка всеми самыми прекрасными нравственными чертами. Не перечесть тех, кто принял ислам по причине прекрасного нрава Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или какой-либо из его черт — щедрости, благородства, великодушия, снисходительности, благоразумия, степенности, мягкости, терпеливости, скромности, справедливости, доброты, милосердия, храбрости, силы и других.
Всякий, кто изучает его жизненный путь, убеждается в том, что хороший нрав сопутствовал ему всегда и во всем. Люди устремились к религии Аллаха и стали входить в нее толпами прежде всего благодаря милости Аллаха, а затем благодаря хорошему нраву Его посланника. О сколько тех, кто принял ислам из-за прекрасных нравственных черт его пророка!
Одним из таких людей является Сумама ибн Усаль. Покоренный великодушием Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, он принял ислам и сказал ему: «На всей земле не было ни одного лица, более ненавистного для меня, чем твое, — теперь же оно стало любимее для меня, чем все другие! Клянусь Аллахом! Не было на земле религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, — теперь же нет для меня религии любимей, чем она! Клянусь Аллахом, не было на земле города, ненавистней для меня, чем твой, а теперь он стал для меня самым желанным из всех!» Аль-Бухари (№ 4372), Муслим (№ 1764)
Другим примером является история бедуина, справившего нужду в мечети. В благодарность за снисходительность и доброту Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он обратился к Всевышнему со словами: «О Аллах, помилуй меня и Мухаммада и больше никого! » Однако Пророк не позволил ему «ограничивать» милость Аллаха, которая объемлет все сущее, и дал ему доброжелательное наставление, сказав: “Ты сузил нечто (весьма) широкое!” — имея в виду милость Аллаха. Аль-Бухари (№ 6010)
Еще один пример — мягкое наставление, данное Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Му\’авии ибн аль-Хакаму, когда тот стал разговаривать во время совершения намаза. Вот как об этом рассказывает сам Му\’авия: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует и да станут отец мой и мать выкупом за него, закончил молиться, то обратился ко мне, и не видел я ни до, ни после него такого великолепного наставника! Клянусь Аллахом, он не накричал на меня, не ударил и не обругал». Муслим (№ 537).
Одному человеку он подарил стадо овец, заполнявшее пространство между двумя горами. Ошеломленный такой неслыханной щедростью, тот отправился к своему племени и сказал: «О мой народ! Принимайте Ислам, ибо Мухаммад преподносит дары, подобно тому, кто не боится бедности!» Муслим (№ 2312).
Одному из представителей неверной курайшитской знати — Сафвану ибн Умеййа — Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, дал сто овец, затем еще сто, а затем еще сто. «Клянусь Аллахом, — рассказывал Сафван, — Посланник Аллаха, когда одарил меня вначале, был для меня самым ненавистным человеком. Но он все одаривал меня и одаривал до тех пор, пока не стал для меня самым любимым человеком». Щедрость Пророка стала причиной, по которой Сафван принял Ислам. Муслим (№ 2313).
Другой язычник задумал убить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мечом, однако ему не удалось этого сделать, так как Всевышний защитил Своего посланника. Пророк великодушно простил этого человека. Муслим (№ 843). Вернувшись к своему племени, он принял ислам и призвал к нему своих соплеменников, многие из которых ответили на призыв и стали мусульманами. «Шарх ан-Навави ли сахих Муслим»15/44
Иудейский книжник по имени Абдуллах ибн Салям, пришедший к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как только он прибыл в Медину, рассказал: «В числе многих я пришел к нему, чтобы посмотреть на него. Когда я увидел его лик, то сразу понял, что это не лицо обманщика. Первым, что я от него услышал, были слова: «О люди! Распространяйте приветствия, кормите бедняков, поддерживайте родственные связи и молитесь по ночам, когда люди спят, — и войдете в Рай с миром!» Ат-Тирмизи (№ 2485), Ибн Маджа (№ 3251)
Примечательна история принятия Ислама другим иудейским книжником — Зайдом ибн Са’на, который решил проверить, действительно ли Мухаммад — пророк Аллаха, и с этой целью повел себя с ним несправедливо и грубо. Однако Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, простил его и повелел Умару выдать ему подарок. Увидев такое обращение, Зайд стал объяснять Умару причину такого своего поведения. «Я нашел у Посланника Аллаха все признаки пророчества, лишь только взглянул на его лицо, — сказал он. — Однако оставались еще два признака, наличие которых у него я хотел выяснить: это то, что кротость и благоразумие его берут верх над гневом и безрассудством и что сильная несправедливость, причиняемая ему, вызывает в ответ лишь еще большее благоразумие и кротость. И вот я проверил наличие у него этих признаков и призываю тебя, о Умар, в свидетели того, что доволен я Аллахом как Господом, Исламом как религией, и Мухаммадом как пророком, а также то, что я жертвую половину своего имущества в качестве милостыни для уммы Мухаммада!» Ибн Хаджар «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/566)
Еще один иудей, умирая, обратился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с такими словами: «Клянусь Тем, кто ниспослал Тору, в нашем писании мы находим описание твоих качеств и твоего пришествия, и поэтому я свидетельствую, что нет божеств, достойных поклонения, кроме Аллаха, и что ты — посланник Аллаха!» Ахмад (5/411), Ибн Касир «Ат-тафсир» (2/252)
Христианский царь — эфиопский негус, услышав призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его слова о том, что Иса — раб Аллаха и Его посланник, обратился к делегации мусульман со словами: «Приветствую вас и того, от кого вы прибыли. Я свидетельствую, что он — посланник Аллаха и тот, о ком благовествовал Иса. Если бы не необходимость управлять государством, я отправился бы к нему, чтобы поцеловать его обувь!» Аз-Захаби «Сийар а’лям ан-нубаля» (1/438)
Византийский император Ираклий в ответ на слова Абу Суфйана о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не поступает вероломно, приказывает людям поклоняться лишь Аллаху без придания Ему сотоварищей, запрещает поклонение идолам, повелевает молитву, милостыню и целомудрие, сказал: «Если то, что ты говоришь, является правдой, то он обязательно овладеет тем, что принадлежит сейчас мне. Я знал, что он должен появиться, но не предполагал, что он окажется одним из вас. Если бы я был уверен, что сумею добраться до него, то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!» Аль-Бухари (№ 7).
Сколь истинны слова Всевышнего, сказанные о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, ты, (о Мухаммад), обладаешь великим нравом» (68:4).
И сколь правдивы слова благородного посланника: «Я послан для того, чтобы довести до совершенства благородство нравов» Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381)
Когда Айшу, да будет ею доволен Аллах, спросили о нраве Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, она сказала: «Его нравом был Коран». Муслим (№ 746).
Вступление к книге «Мухаммад — милость для миров». Автор книги: Саид бин Али бин Вахф аль-Кахтани Перевод: Абу Яхья Арсен Крымский