Противоречит ли прием лекарств и лечение упованию на Аллаха?
Во-первых: в целом, в Шариате лечение дозволено. Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах создал болезнь и (средства) исцеления. Так лечитесь же, но не лечитесь с помощью запрещённого». (Приводит ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-Кабир», 24/254). Этот хадис достоверен, как об этом сказал аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1633).
Усама ибн Шурайк, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Бедуины спросили: «О, посланник Аллаха, не следует ли нам лечиться?» Он ответил: «Да, о, рабы Аллаха, лечитесь. Воистину, Аллах не создал болезни, от которой бы не создал исцеление. Исключением является только один недуг». Они спросили: «Что это за недуг, о посланник Аллаха?». И он ответил: «Старость». (Хадис приводит ат-Тирмизи (2038), который сказал: это хороший достоверный хадис. А так же Абу Дауд (3855) и Ибн Маджа (3436).
Во-вторых: лечение не противоречит упованию на Аллаха.
Ибн Кайим сказал: «В достоверных хадисах содержится повеление лечиться, и он не противоречит упованию на Аллаха, как и не противоречит упованию на Аллаха утоление голода, жажды, избавление от жары и холода. Напротив, истина единобожия не будет полной без выполнения причин, которые установил Аллах, и которые приводят к результатам, как по предопределению, так и по Шариату. А оставление причин умаляет значение упования, как и умаляет значение Шариата Аллаха и мудрости. Подобное умаляет упование в виду того, что человек, оставляющий причины, считает оставление их (средством) усиления упования. Воистину, оставление их – это проявление слабости, которая противоречит упованию. Ведь упование – это уверенность сердца в Аллахе в достижении того, что полезно рабу в этой и будущей жизни, и в избавлении от того, что вредит ему в этой и будущей жизни. Но наряду с этой уверенностью необходимо выполнять причины. А иначе он оставит мудрость и Шариат. И пусть раб не делает свою слабость упованием, а своё упование – слабостью». (Зад аль-Ма‘ад, 4/15).
А Аллаху ведомо лучше.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 13272