Указывает ли на плохой конец тот факт, что умирающий не произнес свидетельства единобожия?
Вопрос: Мусульманин молился, постился, соблюдал законы Аллаха, свидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник, признавал запретным то, что запретил Аллах. Когда его постигла болезнь, приковавшая его к постели на девять лет или даже больше, он не переставал молиться и верить в Аллаха, никого не придавая Ему в сотоварищи, но перед смертью он не сказал: «Нет бога, кроме Аллаха», поскольку был без сознания, и умер, так и не произнесши слова свидетельства единобожия (шахада). Он умер не в Исламе? Это был человек с хорошим нравом, молящимся, любящим Аллаха и Его посланника, его постигла тяжелая болезнь, а он не оставил молитву. Если умирающий не произнес свидетельства единобожия, хотя любил Аллаха и Его посланника, он умер вне лона Ислама?
Ответ: Хвала Аллаху.
Нельзя говорить, что мусульманин, свидетельствующий, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад является Посланником, молится и постится, является неверующим, или что его конец был плохим из-за того, что он перед смертью не произнес слова свидетельства единобожия, будучи без сознания или по другой причине. Более того, нельзя считать неверующим кого бы то ни было до тех пор, пока он не совершит действие, нарушающие Ислам, подобно поношению Всевышнего Аллаха или Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, или высмеиванию Его религии, презрению к Корану. Или другие действия, о которых шариатские доказательства свидетельствуют, что это неверие или многобожие, выводящее человека из религии. При этом должны быть соблюдены условия такфира и удалены все препятствия.
Что касается свидетельства перед смертью, что нет бога, кроме Аллаха, то это относится к признакам благого конца, о чем свидетельствует хадис, переданный Абу Даудом (3116) от Му’аза б. Джабаля, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, чьими последними словами в этой жизни были: «Ля иляха илля-Ллах», обязательно войдет в Рай». Аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Аби Дауд».
Тот факт, что человек не произнес этих слов, не свидетельствует о том, что он не является мусульманином и даже о плохом конце, тем более, если он не смог их произнести из-за потери сознания.
В вышеприведенном хадисе упомянута только одна причина вхождения в Рай. Эта причина – один из признаков благого конца, то есть, чтобы последними словами в этой жизни были: «Ля иляха илля-Ллах».
Этот хадис не означает, что человек, чьими последними словами не было свидетельство единобожия, не войдет в Рай, поскольку он может попасть в Рай и по другим причинам.
Это подобно сообщению Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что шахиду прощаются все грехи. Но это не означает, что тем, кто не является шахидом, грехи не будут прощены – ведь грехи могут быть прощены и по другим причинам, из-за которых человек заслуживает прощения, и этих причин много.
Таким образом, так же, как человек, произнесший свидетельство единобожия, войдет в Рай, так и тот, кто не произнес этих слов, войдет в Рай по другим причинам.
Если человек, о котором спрашивают, оберегал свои молитвы и не переставал их совершать до самой смерти, вместе с другими его благодеяниями, упомянутыми в вопросе, то мы надеемся, что Всевышний Аллах одарил его прощением и милостью, и поселит его в райских садах.
О признаках благого конца вы можете прочитать в ответе на вопрос (10903).
И Аллах знает лучше.
Islam Q&A, фатва № 114666 Перевод: sawab.info