Джамаат Таблиг: плюсы и минусы
Джамаат таблиг – это одна из групп, трудящихся для Ислама. Нельзя отрицать ее усердие в призыве к Аллаху, однако, как и многие другие группы, она допускает ошибки, которые необходимо отметить. Суммируя замечания по этому поводу, можно сказать нижеследующее, принимая во внимание, что эти ошибки могут варьироваться в пределах одной группы, в зависимости от места и общества, в котором она находится. В обществах, где есть ученые и распространены знания и мазхаб Ахлю Сунна вал-Джама’а, ошибок гораздо меньше, чем в других обществах. Некоторые их ошибки:
1. Неприятие акиды Ахлю Сунна валь Джама’а. Это видно из множества вариаций убеждений отдельных личностей, и даже руководителей этих групп.
2. Отсутствие должного внимания к шариатским знаниям.
3. Неправильное толкование некоторых коранических аятов. Например, их утверждение о том, что в аятах о джихаде имеется в виду «выход для призыва». Так же они неправильно толкуют аяты, содержащие слово «выход» (хурудж), интерпретируя это как выход на пути Аллаха для призыва людей к Исламу.
4. Превращение в акт поклонения свой выход на призыв. В доказательство этому они приводят коранические аяты, привязывая их смысл к определению количества дней и месяцев выхода на призыв. Это понятие распространено среди них повсеместно.
5. Некоторое расхождение с Шариатом подобно тому, когда они определяют человека для призыва во время их выхода для призыва к Аллаху, и они считают, что успех или неудача зависит от искренности этого призывающего и принятия Всевышним его ду’а.
6. Среди них распространены слабые и ложные хадисы, что не подобает тем, кто призывает людей к Аллаху.
7. Они не говорят о предосудительном (мункар) полагая, что достаточно повелевать одобряемое. По этой причине они не говорят о предосудительном, широко распространенным среди людей, не смотря на то, что девизом этой Уммы, – который они сами постоянно повторяют – является: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (Коран, 3:104). Преуспевшие – это те, кто повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, а не те, кто ограничивается повелением одобряемого.
8. Некоторые из них стали восхищаться собой и сделались высокомерными по отношению к другим, даже к ученым, называя их отсиживающимися и спящими. Некоторые из них занялись показухой, рассказывая как они вышли на призыв, поехали куда-то, увидели что-то или кого-то и т.д. Все это приводит к неблагоприятным результатам, о которых мы говорили.
9. Они превознесли выход на призыв над многими актами поклонения, в том числе над джихадом и поиском знаний, несмотря на то, что последние являются обязательными, или становятся обязательными для части людей.
10. Смелость некоторых из них в фетвах, толковании Корана и хадисов. Это ясно из того, что они назначают любого из них увещевателем людей, разъясняющим религиозные вопросы. Это приводит к смелости в шариатских вопросах, поскольку ему приходится объяснять шариатские постановления, толковать аят или хадис, хотя он ничего не читал об этом и не слышал слова ученых на эту тему. И некоторые из них являются новыми мусульманами или недавно вставшими на прямой путь.
11. Халатность некоторых из них к правам своих детей и жён. Мы говорили о серьезности этой ошибки в ответе на вопрос (3043).
Поэтому ученые не разрешают выходить с ними, кроме тем, кто хочет помочь им и исправить их ошибки.
Нам не следует полностью отталкивать от них людей, но мы должны пытаться исправит их ошибки, делать им доброе наставление так, чтобы их усилия продолжались и соответствовали Корану и Сунне.
Вот некоторые фетвы ученых о «Джамаате Таблиг»:
1. Шейх ‘Абд ал-‘Азизи б. Баз сказал: «У Джамаата Таблиг нет правильного представления о вопросах акиды. Поэтому нельзя выходить с ними (хурудж) кроме тех, у кого есть знания и правильная акида, на которой находится Ахль Сунна валь Джама’а, чтобы наставлять их и увещевать и помогать им в благом, потому что они активны в делах, но нуждаются в бóльших знаниях и наставниках, обладающих знаниями единобожия и Сунны. Пусть Аллах благословит всех нас правильным пониманием религии и стойкостью в ней». «Маджму’ Фатава Шайх Ибн Баз» (8/331).
2. Шейх Солих ал-Фавзан сказал: «Выход на пути Аллаха – это не то, что представляют сегодня. Выход на пути Аллаха – это выступление в военный поход (газават). То, что сегодня называют выходом (хурудж) – это нововведение, что не было передано от праведных предшественников.
Выход человека на призыв к Аллаху нельзя ограничивать определенным количеством дней, а должен совершаться по мере сил и возможностей, не ограничивая это определенным джамаатом или периодом в сорок дней или больше, или меньше этого.
Так же призывающий должен обладать знаниями – не дозволено джахилю призывать людей к Аллаху. Всевышний говорит: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению…»» (Коран, 12:108), то есть со знанием, потому что призывающий должен знать чем является то, к чему он призывает — ваджиб, мустахьаб, хьарам или макрух? Он должен знать что такое многобожие, грех, неверие, безнравственность, ослушание, а так же степени запрета порицаемого и его методы.
Вид «хуруджа», который отводит от поиска знаний является неправильным, потому что поиск знаний – это обязанность (фард), что может быть достигнуто только обучением. Знания не постигаются внушением свыше – это предрассудки заблудших суфиев. Действие без знания является заблуждением, а надежда постижения знаний без обучения является иллюзией». Из книги «Саляса Мухьадарат филь-‘Илм вад-Да’ва».
А Аллах знает лучше.
Islam Q&A фатва № 8674 Перевод: sawab.info