Что означает признание Аллаха единственным Господом (таухид ар-рубубийа)?
Речь идёт о выражении твёрдой уверенности в том, что Аллах Всевышний является Господом и Властителем, Творцом и Управителем всего сущего, который распоряжается всем по Своему усмотрению, и который ни с кем не делил власти и у которого не было покровителя, защищающего от унижения (См. суру «Ночное путешествие», аят 111), и в том, что никто не в силах ни отвергнуть Его веления, ни отменить Его решения (См. суру «Гром», аят 41), ни противостоять Ему, и в том, что нет Ему подобного, или обладающего такими же именами или способного соперничать с Ним хоть в чём-либо из имеющего отношение к Его господству или сообразующегося с Его именами и атрибутами.
Аллах Всевышний сказал: «Хвала Аллаху, который создал небеса и землю и сотворил мрак и свет…» (сура «Скот», аят 1). И об этом же речь идёт и в остальных аятах этой суры.
«Хвала Аллаху, Господу миров…» (сура «Фатиха», аят 1).
“Скажи: «Кто Господь небес и земли?» Скажи: «Аллах». Скажи: «Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников, которые не властны принести пользу и вред даже самим себе?» Скажи: «Разве равны слепой и зрячий? Или же равны мраки и свет?» Или же они нашли сотоварищей Аллаха, которые творят так, как творит Аллах, и эти творения кажутся им схожими? Скажи: «Аллах – Творец всякой вещи. Он – Единственный, Всемогущий»” (сура «Гром», аят 16).
«Аллах – Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит. Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который совершал бы нечто из этого? Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи!» (сура «Румы», аят 40).
«Таково творение Аллаха! Так покажите Мне, что сотворили все остальные. О нет! Беззаконники находятся в очевидном заблуждении» (сура «Лукман», аят 11).
«Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности» (сура «Гора», аяты 35-36).
«Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (сура «Марйам», аят 65).
«Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура «Совет», аят 11).
“Скажи: «Хвала Аллаху, Который не взял Себе сына, Который ни с кем не делит власть, Которому не нужен защитник от унижения». И возвеличивай Его величаво!” (сура «Ночное путешествие», аят 111).
Аллах Всевышний также сказал: “Скажи: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Когда же страх покинет их (многобожников или ангелов) сердца, они скажут: «Что сказал ваш Господь?» Они скажут: «Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий»” (сура «Саба», аяты 22 — 23).
Что является противоположностью признания Аллаха единственным Господом?
Противоположностью этого является убеждённость в том, что вместе с Аллахом чем-либо во Вселенной может управлять кто-нибудь другой, создавая или уничтожая, давая жизнь или забирая её, принося благо или отвращая зло, и что этот другой способен делать нечто такое, что на самом деле под силу только Господу. То же самое относится и к убеждённости в том, что кто-то может соперничать с Господом в том, что сообразуется со смыслом Его имён и атрибутов, например, в знании о сокрытом, величии и так далее.
Аллах Всевышний сказал: «Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он – Могущественный, Мудрый. О люди! Помните о милости Аллаха по отношению к вам. Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, кроме Него! До чего же вы отвращены от истины!» (сура «Создатель», аяты 2-3).
«Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости…» (сура «Йунус», аят 107).
“Скажи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие»” (сура «Толпы», аят З8).
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он» (сура «Скот», аят 59).
“Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха…»” (сура «Муравьи», аят 65).
Аллах Всевышний также сказал: «… Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает…» (сура «Корова», аят 255).
Что же касается Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то сообщается, что он сказал: «Аллах Всевышний говорит: «Величавость — Моя накидка (рида), величие — Мой изар, а того, кто постарается отнять у Меня что-либо из этого, Я ввергну в огонь!». Хадис передали Муслим и Ахмад.
(Ибн аль-Асир приводит в книге «Джа-ми’ аль-усуль» следующее объяснение для понятий «Мой изар» и «Мой плащ»:
«Аллах уподобил славу и величавость изару и плащу, поскольку эти качества охватывают собой того, кому они присущи, подобно тому, как изар и плащ охватывают собой человека, и при этом никто не разделяет с человеком его изар и его плащ. То же самое можно сказать и об Аллахе Всемогущем и Великом: слава и величавость служат для Него изаром и плащом, и никто не должен пытаться разделить их с Ним, для чего и приводится подобный пример».)
Из книги Хафиза б. Ахмада ал-Хаками «200 вопросов и ответов по ‘акиде» (вопросы 46-47).
Перевод: Нирша В. (Абдалла) Подготовил: sawab.info