Черный камень
Про Черный камень передано много хадисов и вопросов, которые мы приведем здесь в надежде, что мусульмане получат пользу из них.
1. Всевышний Аллах низвел Черный камень на Землю из Рая. От Ибн Аббаса передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Черный камень ниспослан из Рая». Хадис передали ат-Тирмизи (877) и ан-Насаи (2935). Ат-Тирмизи назвал его достоверным.
2. В начале, Черный камень был белее молока. Черным его сделали грехи сынов Адама. Передается от Ибн Аббаса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Черный камень был ниспослан из Рая и он был белее молока, а черным его сделали грехи сынов Адама». Хадис передали ат-Тирмизи (877) и Ахмад (2792). Ибн Хузейма (4/219) назвал его достоверным, а Ибн Хаджар назвал его сильным в «Фатх ал-Бари» (3/462).
— Ал-Мубаракфури сказал: «То есть, грехи сыновей Адама, которые прикасались к Камню, стали причиной того, что он стал черным. Этот хадис следует понимать буквально, потому что ничего не указывает на переносный смысл — ни содержание хадиса, ни здравый смысл». «Тухфа ал-Ахвази» (3/525).
— Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Некоторые еретики пытались опровергнуть этот хадис. Они сказали: «Если грехи многобожников сделали его черным, то почему поклонение единобожников не сделали его снова белым?». Я отвечаю на это словами Ибн Къутайбы: «Если бы Аллах захотел, то так бы и случилось, но в данном случае Аллах установил правило, что черный цвет изменяет другие цвета, а сам не поддается изменению, в противоположность белому цвету».
— Ал-Мухибб ат-Табари сказал: «Тот факт, что он остается черным, является назиданием для разумного человека. Если грехи способны воздействовать на твердый камень, то их влияние на сердце еще сильнее». «Фатх ал-Бари» (3/463).
3. В Судный день Черный камень будет свидетельствовать в пользу тех, кто прикасался к нему с верой и надеждой на награду Аллаха.
Передается от Ибн Аббаса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, Аллах оживит Черный камень в День Воскресения, и у него будут два глаза, которыми он станет взирать, и язык, которым он станет говорить. И он будет свидетельствовать в пользу тех, кто прикоснулся к нему с верой и надеждой на награду Аллаха». Хадис приводят ат-Тирмизи (961) и Ибн Маджа (2944). Ат-Тирмизи назвал его хорошим, а Ибн Хаджар назвал его сильным в «Фатх ал-Бари» (3/462).
4. Прикосновение к Черному камню, или поцелуй, или указание рукой в его сторону – первое, что делает тот, кто хочет совершить таваф, будь то во время хаджа, умры или добровольный таваф.
Передается от Джабира б. Абд-Аллаха – да будет доволен им Аллах, – что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он прибыл в Мекку, он подошел к Черному камню и прикоснулся к нему. Затем он совершил три обхода в правую сторону от камня быстрым шагом, и четыре обхода обычным шагом. Хадис передал Муслим (1218).
Прикосновение (истилям) к Камню означает «тереть рукой» (масх би-ль-йад).
5. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, целовал Черный камень, и его Умма последовала ему в этом.
Передается, что Умар – да будет доволен им Аллах – подошел к Черному камню, поцеловал его и сказал: «Я знаю, что ты всего лишь камень – ты не способен ни причинять вред, ни приносить пользу. И если бы я не видел, как целовал тебя Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, то и я не стал бы целовать тебя!». Хадис передали ал-Бухари (1520) и Муслим (1720).
6. Если кто-то не смог поцеловать Черный камень, то он должен прикоснуться к нему рукой или какой-нибудь вещью, и поцеловать руку или эту вещь.
— Передается, что Нафи’ сказал: «Я видел, как Ибн Умар прикоснулся к Черному камню рукой, поцеловал свою руку и сказал: Я не перестаю делать это с тех пор, как увидел, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поступает так». Хадис передал Муслим (1268).
— Передается, что Абу Туфайл – да будет доволен им Аллах – сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время обхода вокруг Каабы прикоснулся своим посохом к углу (куда встроен Черный камень) и поцеловал посох». Хадис приводит Муслим (1275).
7. Если паломник не смог поцеловать Черный камень или прикоснуться к нему, то он должен указать на него рукой и возвеличить Аллаха словами такбира: «Аллаху Акбар» (Аллах Велик).
Передается, что Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал таваф верхом на своем верблюде, и каждый раз, приблизившись к углу (с Черным камнем), он указывал на него рукой и возвеличивал Аллаха». Хадис передал ал-Бухари (4987).
8. Проведение рукой (масх) по Черному камню является причиной прощения грехов Всевышним Аллахом.
Передается, что Ибн Умар сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: Поистине, масх этих двух (Черного камня и Йеменского угла) искупляет грехи». Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим. Ал-Хаким (1/664) подтвердил достоверность хадиса, с ним согласился аз-Захаби.
Мусульманину не дозволено обидеть другого мусульманина около Черного камня, ударить его или бороться с ним. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что Черный камень будет свидетельствовать за того мусульманина, который прикоснется к нему с верой и надеждой, а не в пользу тех, кто прикасался к нему, причиняя вред рабам Аллаха.
А Аллах знает лучше.
Islam Q&A фатва № 1902 Перевод: sawab.info