Что значит “белая нить” и “черная нить”?

29.07.2011 | Автор:

Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной». Аль-Бакара, 2:187.

Приводится от Адийи ибн Хатима, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда был ниспослан аят «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от нити черной», я взял черную верёвку и белую верёвку, и положил их себе под подушку. Ночью я начал смотреть на них, но так, ни чего и не разобрал. Тогда я отправился к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и сказал ему об этом, тогда он пояснил:

«[Здесь говориться] только о черноте ночи и белизне дня». Аль-Бухари, 1817 и Муслим, 1090.

Из этих хадисов мы узнаем:

1. О сильном стремлении сподвижников, да будет доволен ими Аллах, практиковать все приказы их Господа. Они торопились совершать праведные поступки, в соответствии с новыми аятами Корана, ниспосланными Пророку, мир ему и благословение Аллаха. В некоторых версиях этого хадиса говорится, что Адий сказал: «О, Посланник Аллаха, я усвоил все, что ты мне завещал, кроме белой и черной нити. Вчера я провел ночь, и рядом со мной были две нитки. Поочередно я смотрел то на одну нитку, то на другую». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, улыбнулся и сказал:

«[Здесь говориться] только об отличии белой нити от черной нити, которые на небе». Ат-Табарани, «Аль-Кябир» 17/79.

Внимание и усердие в выполнении велений Пророка, мир ему и благословение Аллаха, заставило Адийя положить себе под подушку эти две  верёвки. «Аль-Муфхим» 3/147-150.

2. О том, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, ни когда не задавали странных и надуманных вопросов. Они обращались с вопросами только, когда у них действительно возникали проблемы, связанные с какими-то видами поклонения. Поэтому сначала они старались самостоятельно постичь коранические аяты, а если им что-то становилось не ясно, тогда они спрашивали об этом у Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Таким же образом следует поступать каждому мусульманину, он должен руководствоваться текстами Корана и Сунны и не выдумывать без нужды разные вопросы. Если же что-то стало ему не понятно, в вопросах связанных с совершением поклонения, то пусть спросит того, кто знает об этом.

3. О том, что смысл слов Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от нити черной», значит, ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белезну дня от мрака ночи. Это происходит во время настоящего (?) рассвета. «Тафсиру бни Касир» 1/222; «Фатху-ль-Бари» 4/134.

4. О том, что с любыми трудными вопросами, а так же за разъяснением не понятных слов и выражений мы должны обращаться к ученым, обладающим крепкими знаниями.

5.  О том, что время после начала рассвета относится ко дню, а не к ночи. «Фатху-ль-Бари» 4/134.

6. О том, что началом поста является начало рассвета. Если рассвет наступил во время приема пищи, то мусульманин должен прекратить его прием, а иначе его пост в этот день будет считаться не действительным. «Фатху-ль-Бари» 4/135.

Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль, “Избранные хадисы о Рамадане”
Перевел Абу Ясин Руслан Маликов для сайта "Почему Ислам?"
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.
  1. марьям пишет:

    05.03.2014 в 00:59

    если в один из дней рамадана супруги не постятся по причине болезни(не тяжелой) дозволени ли им близость в этот день?и если нет то как искупить им это (близость).т.к.она была?

    Ответить
    • Sawab пишет:

      11.03.2014 в 15:31

      В этом вопросе есть разногласия ученых, но более правильным мнением шейх Усеймин считает, что в этом нет греха и в таком случае выкуп не полагается.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.