Разъяснение воззрений приверженцев Истины и Сунны
Кто-то может сказать: “Вы отвергаете воззрения му‘тазилитов, джахмитов, харуритов, рафидитов и мурджиитов. Расскажите же нам о воззрениях, которых вы придерживаетесь, и вероубеждениях, которые вы исповедуете”. В ответ мы скажем, что воззрения, которых мы придерживаемся, и вероубеждения, которые мы исповедуем, сводятся к неукоснительному следованию писанию нашего великого и могучего Господа и Сунне нашего Пророка, мир ему, и дороге сподвижников, их последователей и знатоков хадисов.
Мы придерживаемся этих взглядов и говорим то, что говорил Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль, да осветит Аллах его лик и да приумножит его вознаграждение. Мы также сторонимся тех, кто оспаривает его взгляды, потому что он был праведным имамом и безупречным старейшиной, посредством которого Аллах разъяснил истину и уничтожил заблуждение, осветил прямой путь и сокрушил ошибочные воззрения еретиков, заблудших и сомневающихся. Да смилостивится Аллах над этим выдающимся, уважаемым, почитаемым и славным имамом!
Мы веруем в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и во все, что они принесли от Аллаха и что пересказывали заслуживающие доверия люди со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Мы веруем в это и не отвергаем ни одно из таких преданий.
Мы веруем в то, что великий и могучий Аллах является единственным Богом, кроме которого нет иного божества. Аллах – единственный Бог, который ни от кого не зависит и не имеет ни супруги, ни детей.
Мы веруем в то, что Мухаммад является Его рабом и Посланником, от-правленным с верным руководством и религией истины.
Мы веруем в то, что рай и ад являются истиной. См. “Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа”, стр. 484-499.
Мы веруем в то, что Судный час непременно настанет, и в этом нет ни малейшего сомнения. И тогда Аллах воскресит тех, кто покоится в могилах.
Мы веруем в то, что Аллах вознесся на небесный трон. Он сказал: «Он – Милостивый, который вознесся на трон» (Сура “Та Ха”, аят 5.).
Мы веруем в то, что у Аллаха есть лик, которому мы не придаем форму. Он сказал: «Вечен лишь лик Господа твоего, преславный и благородный» (Сура “Милостивый”, аят 27).
Мы веруем в то, что у Аллаха есть две руки, которым мы не придаем форму. Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил своими обеими руками?» (Сура “Сад”, аят 75) Он также сказал: «Обе руки Его простерты» (Сура “Трапеза”, аят 64).
Мы веруем в то, что у Аллах есть два глаза, которым мы не придаем форму. Он сказал: «Он поплыл под Нашим присмотром в воздаяние тому, кого отвергли» (Сура “Месяц”, аят 14).
Мы веруем в то, что только заблудший человек полагает, что имена Аллаха относятся к другим существам (См. “Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа”, стр. 80-81).
Мы веруем в то, что Аллах обладает знанием. Он сказал: «Но Аллах свидетельствует, что ниспосланное тебе Он ниспослал по своему знанию» (Сура “Женщины”, аят 166). Он также сказал: «Самка может зачать или разрешиться от бремени только с Его ведома» (Сура “Создатель”, аят 11).
Мы веруем в то, что Аллах обладает силой и мощью. Он сказал: «Неужели они не видели, что сотворивший их Аллах превосходит их мощью?» (Сура “Разъяснены”, аят 15).
Мы веруем в слух и зрение Аллаха и не отрицаем этих качеств, в отличие от му‘тазилитов, джахмитов и хариджитов.
Мы веруем в то, что речь Аллаха не является творением, и стоит Аллаху сказать: “Будь!” – как творение возникает. Он сказал: «Когда Мы желаем чего-нибудь, то стоит Нам сказать: “Будь!” – как желаемое сбывается» (Сура “Пчелы”, аят 40).
Мы веруем в то, что любое добро и зло происходит на земле только с позволения Аллаха. Все события происходят по воле великого и могучего Аллаха и что человек не способен совершить нечто раньше, чем это будет совершено Аллахом, как и не способен обойтись без Аллаха или оказаться вне божественного знания. См. “Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа”, стр. 93-98.
Мы веруем в то, что Аллах является единственным Творцом, и только Он творит и предопределяет деяния своих рабов. Он сказал: «Аллах сотворил и вас, и то, что вы делаете» (Сура “Выстроившиеся в ряды”, аят 96). А рабы Аллаха не способны творить, хотя сами были сотворены. Аллах сказал: «Есть ли другой творец, кроме Аллаха, который давал бы вам пропитание с неба и земли?» (Сура “Создатель”, аят 3). Он также сказал: «Идолы, которым они поклоняются вместо Аллаха, не могут ничего сотворить, хотя сами были сотворены» (Сура “Пчелы”, аят 20). Он также сказал: «Разве тот, кто творит, равен тому, кто не творит?» (Сура “Пчелы”, аят 17). Он также сказал: «Неужели они появились на свет сами по себе? А может быть, они и есть творцы?» (Сура “Гора”, аят 35). Подобных аятов в писании Аллаха много.
Мы веруем в то, что Аллах вдохновил правоверных на повиновение, смилостивился над ними, позаботился о них, сделал их праведными и наставил их на прямой путь. Что же касается неверных, то Аллах ввел их в заблуждение и не повел их прямым путем. Он не проявил к ним милости в этом отношении в отличие от того, что полагают заблудшие и несправедливые люди. А если бы Аллах смилостивился над ними, то они стали бы праведниками, и если бы Аллах наставил их на прямой путь, то они последовали бы прямым путем. Всевышний и всеблагой Аллах сказал: «Тот, кого Аллах наставляет на прямой путь, идет прямым путем. Те же, кого Аллах сбивает с пути, оказываются в убытке» (Сура “Ограды”, аят 178).
Мы веруем в то, что Аллах может сделать неверующих уверовавшими праведниками и смилостивиться над ними, однако на основании своего божест-венного знания Он пожелал, чтобы они оставались неверными, оставил их без своей помощи и запечатал их сердца.
Мы веруем в то, что добро и зло происходят в соответствии с предо-пределением и предустановлением Аллаха. Мы веруем в предопределение Аллаха, которое объемлет все доброе и злое, радостное и печальное. Мы также знаем, что если несчастье миновало нас, то оно не могло причинить нам зла, если же оно постигло нас, то оно не могло обойти нас стороной.
Мы веруем в то, что рабы Аллаха не способны принести себе ни добра, ни зла, если только этого не пожелает Аллах. Великий и могучий Аллах сказал: «Скажи: “Не в моей власти принести себе пользу или вред, если того не захочет Аллах”» (Сура “Ограды”, аят 188).
Мы прибегаем к покровительству Аллаха и свидетельствуем, что нуждаемся в Нем каждое мгновение.
Мы считаем, что речь Аллаха не сотворена и что всякий, кто называет Коран творением, является неверующим.
Мы веруем в то, что люди смогут увидеть всевышнего Аллаха в будущей жизни, подобно тому, как можно увидеть луну в ночь полнолуния. Но видеть Аллаха будут только правоверные, о чем сообщается в хадисах Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Мы говорим, что правоверные будут лицезреть Аллаха в раю, в то время как неверующие будут отделены от великого и могучего Аллаха. Он сказал: «Воистину, в тот день они будут отделены от своего Господа» (Сура “Обвешивающие”, аят 15).
Мы веруем, что Муса, мир ему и благословение Аллаха, попросил у великого и могучего Аллаха позволения увидеть Его в мирской жизни. Аллах явил себя горе, которая после этого разрушилась, и тогда Мусе стало ясно, что он не сможет увидеть Аллаха в мирской жизни.
Мы не обвиняем в неверии мусульман за прелюбодеяние, воровство, употребление вина и другие подобные грехи, и не уподобляемся хариджитам, которые считают таких грешников неверующими.
Мы считаем, что всякий, кто прелюбодействует, ворует или совершает другие подобные грехи, является неверующим в том случае, если он считает эти деяния дозволенными и отказывается признать их запрещенными.
Мы считаем, что ислам является более широким понятием, чем вера, и поэтому не каждый обратившийся в ислам является уверовавшим.
Мы верим в то, что души рабов находятся между двумя из пальцев великого и могучего Аллаха, который ворочает ими.
Мы верим в то, что великий и могучий Аллах положит небеса на одним из своих пальцев, а земли – на другой, о чем сообщается в хадисе Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. При этом мы не придаем пальцам Аллаха форму.
Мы не называем конкретных людей, которые уверовали и исповедуют единобожие, обитателями рая или ада, если только сам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не назвал их обитателями рая. Мы надеемся, что грешники смогут попасть в рай, и опасаемся того, что они будут наказаны в аду.
Мы считаем, что после того, как люди окажутся в огне, великий и могучий Аллах выведет оттуда некоторых из них благодаря заступничеству Посланника, мир ему и благословение Аллаха, о чем сообщается в хадисах Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Мы верим в наказание в могиле и водоем. Мы считаем истиной весы, мост и воскрешение после смерти. Мы верим в то, что великий и могучий Аллах задержит людей на ристалище и потребует отчета у правоверных. См. “Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа”, стр. 220-253, 451-463.
Мы считаем, что вера складывается из слов и поступков и может усиливаться и слабеть. Мы принимаем все достоверные хадисы, рассказанные заслуживающими доверия рассказчиками от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Мы любим наших праведных предков, которых великий и могучий Аллах избрал сподвижниками для своего Пророка, мир ему. Мы хвалим их так, как их восхвалил Аллах, и почитаем каждого из них.
Мы считаем, что самым лучшим человеком после Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был Правдивейший Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.
Аллах помог ему сделать ислам могущественным и одарил его победой над вероотступниками. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, назначил его руководить намазом, а мусульмане назначили его руководить государством и все без исключения называли его халифом (букв. “заместитель”) Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Самым лучшим после него мы считаем ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ла будет доволен им Аллах.
Самым лучшим после него мы считаем ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет до-волен им Аллах. Что же касается его убийц, то они совершили несправедливый и злобный поступок.
Самым лучшим после него мы считаем ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.
Эти люди были правителями после Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и считаются его халифами.
Мы считаем, что десять сподвижников, имена которых упомянул Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, будут обитателями рая. (Передают, что Са‘ид ибн Зейд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я свидетельствую, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Десять человек попадут в рай. Пророк попадет в рай. Абу Бакр попадет в рай. ‘Умар попадет в рай. ‘Усман попадет в рай. ‘Али попадет в рай. Тальха попадет в рай. Аз-Зубейр попадет в рай. Са‘д ибн Малик попадет в рай. ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф попадет в рай”. Если хочешь, я назову десятого». Люди спросили: «Кто же это?» Он сказал: «Са‘ид ибн Зейд. Поступок каждого из них, от которого изменилось лицо Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, превосходит деяния каждого из вас, даже если вы проживете столько, сколько прожил Нух». Этот достоверный хадис передали Абу Давуд в главе о халифах раздела “Китаб ас-Сунна” (4649), (4650), ат-Тирмизи (3749), (3758) и Ибн Маджа (134). См. также “Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа”, стр. 571-577 — Прим.)
Мы также почитаем всех остальных сподвижников и воздерживаемся от обсуждения возникших между ними разногласий. Мы считаем, что четыре первых правителя были праведными халифами и указывали людям на прямой путь и что все остальные люди не смогут сравняться с ними в благочестии.
Мы считаем правдивыми все предания, достоверность которых доказана знатоками хадисов, в которых сообщается, что великий и могучий Господь нисходит на ближайшее небо и говорит: “Есть ли молящиеся? Есть ли просящие прощения?” Мы также считаем правдивыми все остальные предания, достоверность которых доказана, и не уподобляемся заблудшим.
При любых разногласиях мы обращаемся к писанию нашего Господа, Сунне нашего Посланника, единому мнению мусульман и другим утверждениям такого рода (Имеется в виду аналогия. О юридической силе этой богословской категории упоминается в книге “ар-Рисаля” имама аш-Шафи‘и, изданной под редакцией Ахмада Мухаммада Шакира — Прим.).
Мы не приносим в религию Аллаха новшеств, на которые не имеем дозво-ления, и не говорим об Аллахе то, о чем не имеем знаний. (Ибн Абу аль-‘Изз аль-Ханафи в своей книге “Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа” (стр. 392) писал: «Последователи каждого еретического толка сопоставляют свою ересь и воззрения, которые они считают логичными, со священными текстами. Если они совпадают, то они называют эти священные тексты ясными и опираются на них. Если же они не совпадают, то они называют их иносказательными. В этом случае они либо отвергают эти тексты, либо искажают их смысл, называя подобные искажения толкованием». Что же касается богословов религиозно-философского направления, то они просто игнорируют священные тексты, оправдывая такой подход тем, что эти доказательства передаются из уст в уста, в то время как они предпочитают опираться на логические доводы. По их мнению, священные тексты являются ничтожными по сравнению с логикой. — Прим.)
Мы говорим, что великий и могучий Аллах явится к творениям. Он сказал: «Когда распростерта будет земля и твой Господь придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут ад» (Сура “Заря”, аяты 21-23).
Мы верим в то, что великий и могучий Аллах приближается к своим рабам, как Ему угодно. Он сказал: «Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Сура “Каф”, аят 16). Он также сказал: «Он приблизился к нему, а потом подошел еще ближе. Он находился от него на расстоянии двух луков и даже ближе» (Сура “Звезда”, аяты 8-9).
Мы совершаем пятничные, праздничные и все прочие намазы за каждым праведным и не очень праведным мусульманином, потому что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет Аллах доволен им и его отцом, молился за аль-Хаджжаджем (Аль-Хаджадж ибн Юсуф ас-Сакафи был несправедливым правителем Ирака в 40-95 гг.х. — Прим. Саваб).
Мы считаем, что обтирание кожаных носков разрешается как на постоянном местожительстве, так и в путешествии, и мы не уподобляемся тем, кто отрицает это предписание. (Это предписание отвергают хариджиты — Прим.)
Мы считаем необходимым молиться за мусульманских правителей, признаем их правление действительным и считаем заблудшими тех, кто выступает против правителей, даже если их грехи получили всенародную огласку. Мы также порицаем выступления против правителей с оружием в руках и отказываемся от сражений во время смуты. См. “Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа”, стр. 426-430.
Мы верим в пришествие Лжемессии, о котором говорится в хадисе Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Мы верим в наказание в могиле и в то, что ангелы Накир и Мункар допрашивают усопших в могилах.
Мы считаем правдивым историю о вознесении Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, на седьмое небо. Мы также верим в существование вещих снов и признаем то, что они поддаются толкованию.
Мы считаем дозволенным раздавать милостыню от имени усопших му-сульман и молиться за них. Мы верим в то, что по воле Аллаха это принесет им пользу. См. “Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа”, стр. 525-534.
Мы верим в то, что на земле живут колдуны и реально существует колдовство.
Мы считаем необходимым погребальный намаз по усопшему мусульманину, будь он праведником или грешником, и считаем дозволенным наследование мусульманами имущества мусульман.
Мы признаем то, что рай и ад сотворены.
Мы признаем, что если человек умирает своей смертью или от руки другого человека, то это происходит по предопределению Аллаха.
Мы считаем, что земной удел ниспосылается людям от Аллаха, будь то дозволенный удел или запрещенный. В отличие от му‘тазилитов и джахмитов, мы считаем, что сатана наущает и преследует человека. Великий и могучий Аллах сказал: «Те, которые пожирают лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого сатана своим прикосновением обратил в безумца» (Сура “Корова”, аят 275). Он также сказал: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей от зла искусителя исчезающего, который наущает сердца людей, от джиннов и людей”» (Сура“Люди”, аяты 1-6).
Мы говорим, что праведники могут быть почтены великим и могучим Аллахом посредством очевидных знамений.
Мы верим, что в будущей жизни Аллах разожжет огонь для детей многобожников и велит им броситься в него, о чем упоминается в предании.
Мы верим, что великий и могучий Аллах ведает о деяниях своих рабов и знает, куда они направляются. Он ведает обо всем, что произошло, что произойдет и чему не дано произойти. Он также ведает о том, как бы выглядело то, чему не дано произойти, если бы оно произошло. См. “Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа”, стр. 150-158, 247-248, 276-278.
Мы считаем необходимым повиноваться правителям, искренне желать добра мусульманам и сторониться тех, кто призывает к ереси и потокает своим страстям.
Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари, "Разъяснение основ вероисповедания" Перевод: Э.Кулиев. Подготовил: sawab.info