Несколько слов о современных нововведениях
Современные нововведения многочисленны, что объясняется удаленностью нашего времени от эпохи возникновения Ислама, недостатком знания, множеством призывающих к следованию этим нововведениям и нарушениям и распространением подражательства обычаям и обрядам неверных, что лишь подтверждает слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Обязательно вы станете следовать по стопам тех, кто был до вас». ат-Тирмизи.
К числу современных нововведений относятся следующие:
1 — Празднование дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в месяце раби ал-аввал:
Подобное есть не что иное, как подражание христианам в том, что именуется празднованием Рождества Христова. То же самое делают и невежественные мусульмане или заблудшие из числа знающих, когда в месяце раби ал-аввал лунного года участвуют в празднествах по случаю рождения Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые празднуют этот день в мечетях, другие — в своих домах или в специално подготовленных для этого местах. В этих празднествах принимает участие большое количество темных и невежественных людей, которые делают это из подражания христианам, придумавшим праздник по случаю Рождества Христа, мир ему.
Мало того, что подобные праздники являются нововведением и подражанием христианам, они еще и часто включают в себя и нечто из дел язычников и порицаемых поступков, например декламацию поэм, содержащих в себе неумеренные восхваления в адрес Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Дело доходит до того, что в этих стихах к нему начинают обращаться с мольбой и взывать о помощи, забывая об Аллахе, в то время как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил преступать границы разумного в восхвалении его, сказав:
«Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят сына Марйам, ведь, поистине, я — раб, и вы должны говорить: «Раб Аллаха и Посланник Его!» (аль-Бухари и Муслим). Под превознесением здесь подразумевается как раз неумеренное восхваление.
Нередко эти люди полагают, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, присутствует на их празднествах.
К категории отвергаемых действий, имеющих место во время проведения подобных праздников относится также хоровое пение, сопровождающееся барабанным боем, и другие действия, например, также относящиеся к числу нововведений суфийские зикры. Во время этих праздников мужчины встречаются с женщинами и смешиваются с ними, что порождает искушения и может привести к разврату, но даже если подобные праздники обходятся без подобных неприятностей и дело ограничивается встречами, принятием пищи и проявлением радости, как говорят об этом, все равно такие праздники являются нововведениями и новшествами (а мы знаем, что всякое новшество приводит к нововведению, а нововведения ведут к заблуждениям) (это часть хадиса). Кроме того, они имеют тенденцию к видоизменению, в результате чего на этих праздниках как раз и происходят разные отвергаемые вещи и появляются все новые и новые запретные дела.
Мы говорим, что это — нововведение, так как подобное не обосновано ни Кораном, ни Сунной, ни действиями праведных предшественников, ни наилучших поколений, а возникло позднее, а именно — после IV века хиджры. Этот обычай был введен Фатимидами, которые являлись шиитами.
Имам Абу Хафс Таджуддин ал-Факихани, до помилует его Аллах, сказал: «Мне неоднократно задавал вопрос не один человек из хороших людей о встречах, устраиваемых некоторыми людьми в месяце раби ал-аввал и называемых ими «мавлид». Суть вопросов сводилась к тому, имеют ли подобные праздники основу в религии, на что они желали получить ясный и четкий ответ. Я отвечал, а Аллах — податель успеха, что ни в Коране, ни в Сунне нет ничего такого, что могло бы служить основанием для устроения «мавлида», и ни об одном из ученых мусульманской Уммы, которые являлись образцом в делах религии твердо следовали примеру предшественников, не сообщали, что он делал подобные вещи. Это — не что иное как нововведение, изобретенное бездельниками, и следование страстям, приносящее пользу обжорам». «Послание об истоках устроения мавлида».
Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа сказал: «То же самое относится и к тому, что выдумывают некоторые люди, либо подражая христианам, празднующим рождество Исы, мир ему, либо желая выразить свою любовь и почтение к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, праздником, хотя люди и расходятся во мнениях о том, когда был день его рождения. Наши предшественники не делали ничего подобного, а если бы в этом заключалось только благо или благо составляло бы большую часть этого, то они более нас заслуживали его, ибо они больше нас любили и почитали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и больше нас стремились к благу. Для них любовь и почтение к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, заключались в следовании и покорности ему, выполнении его велений, внутреннем и внешнем оживлении его Сунны, распространении того, с чем он был послан к людям, и борьбе за это с помощью сердца, рук и языка. Именно этим путем и шли наши предшественники из числа мухаджиров, ансаров и тех, кто последовал за ними в благодеяниях
(«Необходимость придерживаться прямого пути», исследование доктора Насера ал-Акля с некоторыми сокращениями).
И в старые времена, и в наше время было написано немало книг, отвергавших это нововведение, ибо оно действительно является не только нововведением и подражательством неверным, но и ведущим к устроению других праздников такого же рода, наподобие праздников по случаю рождения святых, шейхов или лидеров, или героев, или ученых, что открывает многие двери зла.
2 — Испрашивание благословения и поиски благословения у сотворенного, являющийся одним из проявлений язычества и той сетью, с помощью которой авантюристы облегчают кошельки наивных людей.
Испрашивание благословения представляет собой обращение с просьбой о ниспослании блага к кому-либо и о его увеличении, однако обращаться с подобной просьбой можно лишь к тому, кто обладает благом и способен распоряжаться им по своему усмотрению, то есть к Аллаху, слава Ему. Только Он может ниспослать благо и утвердить его, а ничто сотворенное не способно ни даровать благо, ни создать его, ни утвердить.
Таким образом, испрашивание у тех или иных мест или памятников, у живых или покойных людей недопустимо, так как оно является либо многобожием, если человек верит, что нечто, кроме Аллаха, способно даровать благо, либо путем ведущим к многобожию, если человек верит, что посещение какого-либо места или прикосновение к чему-либо может привести к получению блага от Аллаха.
Что же касается действий сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые стремились к получению благословения путем прикосновения к его волосам, ногтям или слюне, то подобное касалось только Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он был жив и находился среди них, ведь после его смерти сподвижники не испрашивали благословений ни у комнаты, ни у могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, они не обращались за благословениями и к тем местам, где молился или присаживался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что в еще большей степени касается гробниц и зияратов авлияъ Аллаха.
Они не испрашивали благословения также ни у живых, ни у почивших праведников наподобие Абу Бакра, Умара и других из наиболее достойных сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Они также не поднимались к пещере на горе Хира (?), чтобы помолиться или обратиться оттуда с молитвой к Аллаху, посчитав его святым местом, не отправлялись к той горе, где Аллах обратился со своими словами к Мусе, и не посещал иных мест, о которых сообщалось, что там находятся могилы Пророков или иных людей. Не посещали они также и строений, воздвигаемых на местах, связанных с именами тех или иных Пророков, и ни один из наших предшественников не прикасался к тому месту, где постоянно молился в Медине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и не целовал его, и то же самое касается места, на котором он совершал молитвы в Мекке, а также и других мест.
Но если для членов Уммы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не было узаконено целование тех мест, куда ступали его благородные ноги, или прикосновение к ним, то что же говорить о таких местах, где молился или ночевал кто-то другой? Поэтому целование таких мест или прикосновение к ним с подобными целями знающие без малейших колебаний признали как не соответствующее Шариату Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует .
3 — Нововведения в области поклонения и поиска путей приближения к Аллаху.
В наше время практикуется множество нововведений, касающихся образов поклонения, в то время как основой поклонения является нечто ниспосланное свыше, поэтому все, что связано с поклонением, может быть узаконено только на основании веских доводов. Если же таких доводов нет, значит подобное является нововведением в соответствии со словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Всякий, кто делает то, чего мы не повелевали, будет отвергнут». Муслим.
Обряды поклонения, которые практикуются ныне безо всяких на то оснований, весьма многочисленны. К ним, в частности, относится нижеследующее:
1 — Произнесение вслух слов намерения перед намазом, когда человек говорит: «Я намереваюсь помолиться Аллаху так-то и так-то». Подобное является нововведением, так как не соответствует Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и потому, что Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Неужели станете вы учить Аллаха вашей вере, когда Аллах знает то, что в небесах и что на земле? И Аллах знает о всякой вещи!» «Комнаты», 16.
Местом, предназначенным для намерения, является сердце, поэтому и произносить слова намерения следует сердцем, а не языком.
2 — Групповое поминание после намаза, ибо в соответствии с установлениями Шариата слова поминания каждый должен произносить себе отдельно.
3 — Требование читать «Фатиху» по разным поводам, в том числе после дуа, то есть обращения с мольбой к Аллаху и при чтении молитв по покойным.
4 — Устроение поминок по покойным с приготовлением пищи и с наниманием чтецов Корана, утверждая, что подобное делается ради утешения или пойдет на пользу покойному. Подобные вещи являются нововведениями, не имеющими под собой никаких оснований.
5 — Организация разного рода религиозных праздников наподобие праздника в память о вознесении, то есть ночном путешествии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Иерусалим или в память о переселении Пророка из Мекки в Медину. Подобное никоим образом не обосновано Шариатом.
6 — Совершение особой умры в месяце раджаб, сопровождающееся особыми молитвами и постами, что на самом деле ничем не отличается от совершения умры, намазов, постов и жертвоприношений в течение других месяцев.
7 — Различные виды суфийских зикров. Все они являются нововведениями, так как противоречат узаконенным видам поминания как с точки зрения их формы, так и с точки зрения времени их совершения.
8 — Посвящение ночи в середине месяца ша’бан ночным молитвам и одного дня в середине этого месяца посту, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал ничего подобного.
9 — Возведение сооружений над могилами, избрание их местами для мечетей и посещение их с целью получения благодаря этому благословения, обращения за помощью к покойным и совершения прочих дел, свойственных многобожникам.
То же самое относится и к посещению могил женщинами, ибо Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, посещающих могилы и зажигающих свечи.
Шайх Салих Фавзан, "Книга Единобожия" Подготовил: sawab.info