Применение законов, не упомянутых в Коране и Сунне
Шайх аш-Шанкъити сказал: Необходимо делать различие между системой, реализация которой предполагает неверие (куфр) в Создателя небес и Земли, и системой, которая свободна от этого. Другими словами, существует два вида систем – административная и законодательная. Что касается административной системы, которая направлена на организацию и упорядочивание дел способом, не противоречащим Шариату, то это не запрещено, и никто из сахабов и их последователей не возражал против этого.
Умар — да будет им даволен Аллах – сделал много подобных дел, которые не были известны при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Например, регистрация имен солдат в целях контроля и учёта отсутствующих и присутствующих, тогда как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого, и он не знал об отсутствии Ка’ба б. Малика в походе на Табук до тех пор, пока они не прибыли в Табук. Кроме того, Умар – да будет им доволен Аллах – купил дом Сафвана б. Умаййи в Мекке и превратил его в тюрьму, хотя ни Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ни Абу Бакр – да будет доволен им Аллах – не учреждали тюрем. Подобные административные решения, направленные на организацию работы персонала и административных дел в способ, не противоречащий Шариату, является одной из систем, придуманных людьми. В этом нет ничего плохого, и это соответствует шариатским принципам заботе о пользе для общества.
Что касается законодательной системы, которая идёт в разрез с законами Творца небес и Земли, то руководство законами этой системы является неверием (куфр) в Создателя небес и Земли. Например, утверждение о том, что преимущество мужчины над женщиной в вопросе наследования является несправедливым, и что им нужно давать равные доли наследства. Или утверждение, что многоженство является несправедливостью, или что развод (талякъ) является несправедливостью по отношению к женщине. Или, что побивание камнями и отсечение руки и т.д. является варварством, и недопустимо применять эти законы к человеку, и т.д.
Применение такой системы для регулирования жизни людей, их богатства, чести, родства, разума и религии, является неверием в Творца небес и Земли и бунтом против божественной системы, которую установил Тот, Кто создал всё человечество, и Кто лучше знает, что является наилучшим для людей. Свят Он и велик от того, чтобы кто-то придавал Ему сотоварища в законодательстве.
«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее Слово, то их спор был бы уже решен. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания». (Коран, 42:21)
«Скажи: «Что вы скажете об уделе, который ниспослал вам Аллах и часть которого вы объявили запретной, а часть – дозволенной?» Скажи: «Аллах позволил вам это или же вы возводите навет на Аллаха?»». (Коран, 10:59)
«Адваъ аль-Байан» (4/93).
Islam Q&A фатва № 22239 Перевод: sawab.info