В случае убийства по неосторожности, выкуп выплачивают родственники убийцы, а убийца приносит искупление
Вопрос: Если мусульманин по ошибке убивает другого мусульманина, например, в случае аварии, как он должен поступить?
Ответ: Хвала Аллаху.
В случае непреднамеренного убийства необходимо сделать две вещи: выкуп (дийа) и искупление (кафара).
Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они не пожертвуют им» (Коран, 4:92).
Выкуп обязаны выплачивать ‘акъиля, т. е. родственники по отцовской линии: отец, деды со стороны отца, братья от обоих родителей, братья по отцу и их сыновья, дяди по отцу и их сыновья. Это – согласно мазхабам Абу Ханифы, Малика и Ахьмада.
Шейх Ибн Усеймин сказал: «’Акъиля – это родственники по отцовской линии, являются ли они наследниками или нет. Муж, брат по матери и отец матери не относятся к ‘акъиля». Конец цитаты из «аш-Шархь аль-Мумти’» (11/77).
Кади делит выкуп между родственниками по отцовской линии, согласно близости родства и богатству. Так, более близкий родственник приносит больше, чем дальний, более богатый приносит больше, чем менее богатый, а бедный ничего не должен. См. «аш-Шархь аль-Мумти’» (11/80).
Ибн Къудама сказал: «Нам не известно о каком-либо разногласии среди ученых насчет того, что выплата выкупа за убийство по неосторожности лежит на родственниках по отцовской линии. Ибн Мунзир сказал: Все ученые, у которых мы учились, единогласны в этом вопросе. Достоверно передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что выплачивать выкуп за непреднамеренное убийство он обязывал родственников по отцовской линии (‘акъиля), и ученые единодушны в этом. (…)
Это означает, что преступления по неосторожности широко распространены, а выкуп за убийство человека причитается большой. Возложение выплаты этого выкупа на одного преступника может быть несправедливо, поэтому, мудрость подсказывает разделить его между родственниками (‘акъиля) в качестве утешения и помощи для непреднамеренного убийцы, и чтобы облегчить его бремя, если для него есть оправдание. Однако искупление он должен принести сам». См. «аль-Мугни» (12/21).
В фетве Постоянного Комитета сказано:
«Постановление о выплате выкупа родственниками (‘акъиля) действительно только в случае убийства по неосторожности или при наличии сомнений в умысле преступника. В случае преднамеренного убийства, выкуп не возлагается на родственников, и обязанность его выплаты лежит только на преступнике. Если же родственники (‘акъиля) договорились между собой разделить это бремя или помочь преступнику выплатить выкуп, то в этом нет проблемы». Конец цитаты из «Фатава аль-Леджна ад-Даима» (21/238).
Что касается искупления (кафара), то это обязанность убийцы, которая заключается в освобождении верующего раба. Если же нет такой возможности, то он постится два месяца подряд, о чем сказано в следующем аяте (перевод смысла):
«Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они не пожертвуют им. Если верующий был из враждебного вам племени, то надлежит освободить верующего раба. Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Женщины», 92 аят).
Islam Q&A, фетва № 52809 Перевод: sawab.info