Раздел: Многоженство

Выбор мужчинами красивых жен и отказ от разведенных и вдов при многоженстве

13.03.2013 | Автор:

Вопрос: я много читала о мудрости Аллаха в разрешении Им многоженства, и что это хорошее решение для проблем тысяч вдов, матерей детей-сирот, старых дев, женщин со сложными условиями, как инвалидов, женщин, больных хроническими болезнями и бесплодных… Но, к сожалению, то, что я вижу – что мужчины, способные жениться на нескольких женах, в большинстве своем даже не смотрят на эти группы женщин. Напротив, они всегда выбирают самую молодую и самую красивую женщину, а социальные проблемы других женщин остаются, как есть! Было бы хорошо, если бы вы обратились с советом к мужчинам, желающим жениться повторно, чтобы они взяли себе за образец жизнь посланника Аллаха ﷺ, сиру благородных сподвижников в плане брака, чтобы они женились ради взаимной ответственности и социальной солидарности, а не ради удовлетворения своих страстей и эгоизма. Другой мой вопрос: мы знаем, что к условиям многоженства относится физическая и финансовая возможность, способность быть справедливым. Что вы скажете о некоторых людях, да наставит их Аллах на прямой путь, которые еле как удовлетворяют потребности детей и первой жены, но настаивают на повторном браке, говоря, что удел – в руке Аллаха, и иногда они заставляют дарр (ضرات – «даррат» — жен одного мужа) жить друг с другом?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых, нет сомнения, что многоженство – предмет гордости исламского шариата, т.к. в нем содержится много пользы, великой мудрости и большой выгоды, касающейся реалий общества и решения его проблем.

Несомненно, что одна из мудростей, которая достигается путем многоженства – уменьшение в обществе числа разведенных женщин, вдов и старых дев.

Но это не значит, что хукм многоженства ограничивается только разведенными и вдовами – многоженство разрешено в принципе, будь вторая жена девственницей или уже побывавшей замужем, молодой или старой.

Ограничение многоженства только этим видом женщин несостоятельно, и причин, побуждающих человека к женитьбе на других женах, очень много, и в каждом конкретном случае есть своя причина, не говоря о том, что многоженство присуще фитре и реальности жизни.

На человеке, желающем жениться повторно, не будет греха, если он выберет себе красивую девственницу, если она обладает благим нравом и религиозностью.

Тексты, которые призывают к выбору девственниц, касаются первых и последующих жен.

Слова Всевышнего Аллаха: «…то женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех» (сура ан-Ниса, 3), — указывают на то, что человек должен жениться на таких женщинах, которые ему нравятся. Одному может нравиться девственница или красавица, а другому – разведенная или вдова.

Шейх Абдуррахман ас-Саъди رحمه الله сказал: «…то женитесь на женщинах, которые нравятся вам», — т.е. нужно, чтобы вы выбрали из них тех, которые вам нравятся, с которыми вам понравиться жить и общаться, которые вобрали в себя религиозность, знатное происхождение, ум, благой нрав и другие качества, побуждающие к женитьбе на них» («Тейсир аль-Латиф аль-Маннан», 1/232).

Шейх Джамалуддин аль-Къасими сказал: «Т.е. те женщины, которые вам приятны  — по красоте, по уму или по благочестию» («Махасин ат-таъвиль»).

Если бы многоженство распространилось в обществе так, как оно было распространено в первые века, мы бы не слышали о проблемах вдов, разведенных и старых дев, либо их проблем стало бы меньше, потому что распространение многоженство уменьшило бы число девственниц, и мужчина не находил для себя никого, кроме разведенных или вдов.

Несмотря на дозволенность (даже желательность) избрания мужчиной красивой девственницы, он может отказаться от этого ради какого-то интереса или выгоды, как делал Пророк ﷺ, и большинство его жен были немолодые и побывавшие замужем до него, и Пророк ﷺ не женился ради удовлетворения желания, а ради великих мудростей.

Нужно следовать за Пророком ﷺ в этом, и в то же время не порицать человека, который выбрал для себя молодую или красивую женщину.

Во-вторых: разрешенность многоженства ограничивается двумя условиями:

1. Способность к справедливости.
2. Способность к содержанию.

Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)».

Пророк ﷺ сказал: «О собрание юношей, кто из вас может жениться, пусть женится» (аль-Бухари, 5065, Муслим, 1400).

Если возможность содержания жены является условием женитьбы на одной жене, то это тем более обязательно в случае многоженства.

Тот, кто не способен быть справедливым или расходовать на более, чем одну жену, пусть ограничится одной женой.

Шейх Абдуррахман ас-Саъди сказал: «…ему разрешено иметь 4 жены, если он уверен, что не будет чинить несправедливость и произвол, будет соблюдать их права. Если же он боится этого, то пусть ограничится одной женой или наложницей» («Тейсир аль-Карим ар-Рахман», 1/163).

В-третьих: одно из прав жены на своего мужа – чтобы он обеспечил ее отдельным жильем, и ему не следует селить ее в одном доме с другой женой, кроме как с их согласия.

Ибн Къудама сказал: «Мужчине не следует собирать двух своих жен в одном доме без их согласия, будь этот дом маленьким или большим, потому что в этом будет вред для них, т.к. между ними существует вражда и ревность, и собирание их в одном месте возбудит ссоры… Если же они согласятся на это, это будет дозволено, т.к. право (на отдельное жилье) принадлежит им, и они могут отказаться от него» («аль-Мугни», 8/137).

И Аллах знает лучше.

Islam Q&A фатва № 145004
Источник: www.al-iman.ru
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.