Разъяснение неверия в имена Аллаха и его виды
Как проявляется неверие в имена Всевышнего Аллаха?
«Лексическое значение арабского слова «ильхад» (неверие, безбожие) – склонность, наклон. Поэтому однокоренной глагол от «ильхад» в словах Всевышнего Аллаха переводят, как «указывают (намекают)»: «Мы знаем, что они говорят: „Воистину, его обучает человек“. Язык того, на кого они намекают, является иноземным, тогда как это – ясный арабский язык» (сура «ан-Нахль», аят 103).
От того же корня образовано слово «аль-ляхд» (могильная ниша). Она называется так, потому что она вырыта сбоку внутри могилы. Чтобы понять значение отклонения (ильхад) необходимо разъяснить что есть прямота. Как говорится, вещь познаётся по ее противоположности. Прямота или правильное вероубеждение в отношении имен и качеств Аллаха состоит в том, чтобы верить в них так, как достоин этого Аллах: без искажения, без отрицания, без придавая формы и без уподобления. В соответствии с правилом, которому следуют сподвижники Сунны и единения, в этом вопросе. Если мы узнаем прямоту в этом вопросе, то противоположно этому будет отклонение. Ученые сказали, что неверие в имена Всевышнего Аллаха, — это отклонение от всего того, во что мы должны верить в этом вопросе. И оно бывает нескольких видов.
1. Первый вид. Отрицание какого-либо имени или какого-либо качества Всевышнего Аллаха. Например, если человек отрицает имя Аллаха – Милостивый, как это делали люди во времена невежества (джахилийи).
Или вера в имя, но отрицание качества Аллаха, сопряженного с этим именем. Как говорят некоторые из приверженцев нововведения: «Воистину, Аллах – Милосерден, но нет у Него милосердия; Он – Слышащий, но у Него нет слуха».
2. Второй вид. Называние Всевышнего Аллаха именами, которыми Он не назвал Себя.
Почему это также называется неверием? Так как для утверждения имен Всевышнего Аллаха необходимо доказательство из Корана или Сунны (таукыфийа), поэтому запрещается кому-либо называть Всевышнего Аллаха именем, Которым Он не назвал Себя Сам. Подобное относится к разговорам об Аллахе без знаний и к нарушениям прав Аллах. Так поступили некоторые философы и стали называть Аллаха первопричиной, и так поступили христиане – они стали называть Всевышнего Аллаха Отцом и т.д.
3. Третий вид. Вера, что эти имена указывают на определенные качества творений, тем самым уподобляя их творениям.
Причина причисления этого действия к неверию следующая: если кто-то верует, что определенные имена Всевышнего Аллаха указывают на уподобление Аллаха Своим творениям, то он тем самым намеренно искажает их значение и отклоняется от их верного смысла. Он верит, что слова Аллаха и слова Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на неверие, так как уподобление Аллаха Его творениям есть неверие. Потому что это противоречит слова Всевышнего Аллаха:
«Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура «аш-Шура», аят 11), «Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (сура «Марьям», аят 65).
На‘им ибн Хаммад аль-Хуза‘и, учитель аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал: «Человек, который уподобляет Аллаха Его творениям, становится неверующим; и тот, кто отрицает те атрибуты, которыми Аллах описал Себя, становится неверующим. В атрибутах, которыми Аллах описал Себя Сам, нет уподобления».
4. Четвертый вид. Образование из имен Всевышнего Аллаха названий идолов. Подобно тому, как из «аль-Илях» (с ар. Бог) образовано название идола «аль-Лят», из слова «аль-‘Азиз» (с ар. Могущественный) – «аль-‘Узза», а от «аль-Маннан» (с ар. Милостивый, Щедрый) – «Манат»».
Мухаммад ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах. «Фатауа аль-‘акыда» (стр. 44).
Сайт "Ислам: Вопрос и Ответ", фатва № 130962