Столпы Ислама
Столпами ислама являются те основы, на которых зиждится эта религия. Таких основ насчитывается пять и они упоминаются в хадисе, переданном со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который сообщил, что однажды пророк صلى الله عليه وسلم сказал: ”Ислам основывается на пяти (столпах): на единобожии, то есть свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Его посланник, совершении молитвы, выплате закята, соблюдении поста во время рамадана и совершении хаджа”. Какой-то человек сказал: ”Хадж и соблюдение поста во время рамадана” -, и тогда Ибн Умар сказал: “Нет, пост во время рамадана и хадж. Так я слышал это от посланника Аллаха.” Аль-Бухари и Муслим.
— Под свидетельством о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Его посланник, подразумевается выраженное словами твёрдое убеждение в этом человека, который как бы воочию видит то, о чём он говорит. Несмотря на то, что в этом свидетельстве упоминается о нескольких вещах, оно было сделано единым столпом:
— либо потому, что, поскольку посланник صلى الله عليه وسلم передал людям ниспосланное ему Аллахом Всевышним, то свидетельство о том, что он является рабом и посланником Аллаха, в то же время является и наилучшим свидетельством о том, что нет бога, кроме Аллаха;
— либо потому, что оба этих свидетельства являются основой правильности дел и гарантией того, что они будут приняты, так как ни одно дело не может стать правильным и быть принятым, если оно не будет совершено только ради Аллаха Всевышнего и не явится результатом следования Его посланнику صلى الله عليه وسلم; таким образом, благодаря тому, что нечто делается только ради Аллаха, осуществляется свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, а благодаря следованию посланнику Аллаха осуществляется свидетельство о том, что Мухаммад – Его раб и Его посланник.
Одним из результатов принесения этого великого свидетельства является освобождение сердца и души от подчинения сотворённому и следования тем, кто не относился к числу посланников.
2 – Совершение молитвы является одним из видов поклонения Аллаху Всевышнему в том случае, если она совершается установленным образом и в соответствующее время.
Одним из плодов молитвы становится радость и удовлетворённость, а также способность воздерживаться от всего неодобряемого и непристойного.
3 – Выплата закята является одним из видов поклонения Аллаху Всевышнему, выражающимся в форме обязательного пожертвования определённой доли имущества с целью оказания помощи неимущим.
Одним из плодов этого становится очищение души от такого порочного качества как скупость и удовлетворение потребностей ислама и мусульман.
4 – Соблюдение поста в течение рамадана является одним из видов поклонения Аллаху Всевышнему, выражающимся в форме воздержания от всего того, что приводит к нарушению поста в светлое время дня в течение рамадана.
Одним из плодов этого становится приучение души к отказу от того, что она любит, с целью снискания благоволения Аллаха Всемогущего и Великого.
5 – Хаджж является одним из видов поклонения Аллаху Всевышнему, связанным с посещением Каабы для выполнения обрядов паломничества.
Одним из плодов этого становится приучение души к принесению материальных жертв и совершению физических усилий с целью выражения повиновения Аллаху Всевышнему, в силу чего хаджж является также и одним из видов борьбы на пути Аллаха Всевышнего.
Все вышеупомянутые нами, а также и прочие результаты этих основ превращают эту общину в чистую исламскую общину, члены которой исповедуют пред Аллахом религию истины, а во взаимоотношениях с людьми придерживаются справедливости и правдивости, поскольку в силу правильности этих основ и все остальные законы ислама являются правильными, а благополучие этой общины есть ни что иное, как следствие блага исповедуемой ею религии. Что же касается любых проявлений неблагополучия, то они полностью соответствуют степени упущений, допущенных этой общиной в делах своей религии. Если кто-нибудь пожелает уяснить это для себя, пусть обратится к словам Аллаха Всевышнего, который сказал:
А если бы жители поселений уверовали и были богобоязненными, Мы открыли бы для них (врата) даров на небесах и на земле. Однако они посчитали ложью, и Мы наказали их за то, что они совершали. Разве оставались жители этих селений в безопасности от Нашего наказания, когда они спали? И разве оставались жители этих селений в безопасности от Нашего наказания утром , когда они предавались утехам? Остерегались ли они хитрости Аллаха? Только люди, потерпевшие убыток, не остерегаются хитрости Аллаха! “Преграды”, 96 -99.
И пусть он обратится к истории людей, которые жили в прежние времена, так как история может послужить назиданием для обладающих разумом и знанием тех, чьи сердца не скрыты завесой, а за помощью следует обращаться к Аллаху.
Автор: Мухаммад бин Салих аль-Усаймин, "Шарх Усуль аль-Иман" Перевод: Владимир АбдуЛлах Нирша