В чем смысл признания единственности Аллаха в Его именах и атрибутах?
В чём смысл признания того, что лишь Аллах обладает определёнными именами и атрибутами (таухиду-ль-асма ва-с-сифат)?
Это вера в те прекраснейшие имена и высочайшие атрибуты, посредством которых Аллах Всевышний Сам охарактеризовал Себя в Своей Книге и с помощью которых охарактеризовал Его, Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. И такое признание подразумевает собой употребление вышеупомянутых имён и атрибутов именно в том виде, в каком они встречаются в Коране и сунне, и исключает вопросы о том, как ещё можно понимать смысл этих имён.
Иными словами, употреблять их следует так, как это сделал Аллах Всевышний, объединивший подтверждение самого факта существования этих имён и атрибутов с отрицанием допустимости любого их видоизменения, на что много раз указывается в Коране.
Так, например, Всевышний сказал: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (сура «Та Ха», аят 110).
«Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (сура «Совет», аят 11).
Аллах Всевышний также сказал: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он – Проницательный, Сведущий» (сура «Скот», аят 103).
Ат-Тирмизи приводит хадис, передаваемый со слов Убаййа бин Ка’ба, да будет доволен им Аллах, который сообщает, что однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о богах многобожников, они сказали ему: «Скажи нам, от кого произошёл твой Господь?», — после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось: «Скажи: “Он — Аллах, единый, Аллах Вечный”» (сура «Искренность», аяты 1-2). Имеется в виду, что Он Вечный в том смысле, что «…не рождал Он и не был рождён…» (аят 3), поскольку любое рождённое существо неизбежно умрёт, а любое смертное существо обязательно оставляет после себя наследника. Что же касается Аллаха Всевышнего, то Он не умрёт, и никого не оставит после себя «…и нет никого, равного Ему» (аят 4). Последними словами Аллах указал на то, что не существует ничего ни похожего на Него, ни равного Ему, ни подобного Ему. (Конец цитаты)
Какие указания на прекраснейшие имена Аллаха имеются в Коране и сунне?
Аллах Всевышний сказал: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают (или искажают) Его имена» (сура «Преграды», аят 180).
«Скажи: “Взывайте к Аллаху или взывайте к Милостивому! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена”» (сура «Ночное путешествие», аят 110).
Аллах Всевышний также сказал: « Аллах – Тот, кроме Которого нет иного божества и у Которого самые прекрасные имена» (сура «Та Ха, аят 8).
В качестве примера можно было бы привести и другие аяты.
Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: «Поистине, есть у Аллаха девяносто девять имён, а тот, кто станет перечислять их, войдёт в рай».
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «(О Аллах,) заклинаю Тебя каждым именем Твоим, которым назвал Ты Себя Сам, или которое ниспослал Ты в Своей Книге, или которое открыл Ты кому-либо из созданий Своих или которое остаётся известным лишь Тебе, Знающему сокрытое, сделать Коран весной моего сердца». Хадис приводят Ахмад и аль-Хаким.
Какие прекраснейшие имена упоминаются в Коране?
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах — Высокий, Великий»
(сура «Женщины», аят 34).
«Воистину, Аллах — Проницательный, Всеведущий» (сура «Сонмы», аят 34).
«Воистину, Он – Знающий, Всемогущий» (сура «Создатель», аят 44).
«Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий» (сура «Женщины», аят 58).
«Воистину, Аллах — Всемогущий, Мудрый» (сура «Женщины», аят 56).
«Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура «Женщины», аят 23).
«Он принял их покаяния, ибо Он – Сострадательный, Милосердный» (сура «Покаяние», аят 117).
«Аллах — Богатый, Кроткий» (сура «Корова», аят 263).
«Воистину, Он – Достохвальный, Славный» (сура «Худ», аят 73).
«Воистину, Господь мой – Хранитель всего» (сура «Худ», аят 57).
«Воистину, Аллах — Наблюдающий за вами!» (сура «Женщины», аят 1).
«Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (сура «Женщины», аят 81).
«Но достаточно Аллаха, как Считающего» (сура «Женщины», аят 6).
«Господь является Свидетелем всякой вещи» (сура «Разъяснены», аят 53).
«Аллах — нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего» (сура «Корова», аят 255).
«Он – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает обо всякой вещи» (сура «Железо», аят 3).
Аллах Всевышний также сказал: «Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он – Милостивый, Милосердный. Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена» (сура «Сбор», аяты 22-24).
Можно было бы привести в пример и другие аяты.
Какие прекраснейшие имена упоминаются в сунне?
Сообщается, что, взывая к Аллаху, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Нет бога, кроме Аллаха, Великого, Кроткого, нет бога, кроме Аллаха, Господа великого престола, нет бога, кроме Аллаха, Господа небес, и Господа земли и Господа благородного престола». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Создатель небес и земли, о Обладатель величия и Почитаемый, о Живой, о Вечносуший!». Приводят Ахмад и аль-Хаким.
«С именем Аллаха, с именем которого не принесёт вред ничто ни на земле, ни на небе (, ибо) Он — Слышащий, Знающий». Передали Ибн Маджа и ат-Тирмизи.
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О, Аллах, Знающий сокровенное и явное, Творец небес и земли, Господь и Владыка всего… ». Хадис передал ат-Тирмизи.
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, Господь семи небес и земли, Господь наш и Господь всего, расщепляющий зёрна и ядра, ниспославший Тору, Евангелие и Коран, прибегаю к Тебе от зла всякого носителя зла, ибо он подвластен Тебе! Ты — Первый, и не было ничего до Тебя, и Ты- Последний, и не будет ничего после Тебя, и Ты -Побеждающий, и нет ничего выше Тебя, и Ты-Скрытый, и нет ничего за Тобой…». Приводят Муслим и Ахмад
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, хвала Тебе, Ты — свет небес, и земли и их обитателей, хвала Тебе, Ты — Ведающий делами небес, земли и их обитателей». Хадис передали аль-Бухари, Малик, Ахмад и ад-Дарими.
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, поистине, я обращаюсь с просьбами к Тебе, ибо я свидетельствую, что Ты-Аллах, помимо которого нет иного бога, Одного, Вечного, который не рождал, и не был рождён и не был Ему равным никто!». Хадис приводят ат-Тирмизи, Ахмад, ад-Дарими, Абу-Дауд.
Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Отвращающий сердца!». ат-Тирмизи, Ахмад, Ибн- Маджа.
И можно было бы привести много других подобных примеров.
На сколько видов подразделяются указания, имеющие отношения к прекраснейшим именам?
На три вида:
1 — Указание, имеющее отношение к сущности Аллаха.
2 — Указание на такие атрибуты, которые являются производными от прекраснейших имён, включающих их в себя.
3 — Указание на такие атрибуты, которые не обязательно являются производными от прекраснейших имён.
Что может служить примером этого?
Примером могут служить такие имена Всевышнего, как Милостивый (ар-Рахман) и Милосердный (ар-Рахим), которые указывают на сущность Того, кому они принадлежат, то есть на сущность Аллаха Всемогущего и Великого, и являются применимыми к Нему. С другой стороны, они указывают на производный от этих имён атрибут, который они включают в себя, то есть на милосердие (рахма), а также на ряд других атрибутов, не являющихся производными от этих имён, но обязательно присущих их Обладателю, например, на жизнь и могущество. То же самое относится и ко всем прочим именам Аллаха.
Иначе обстоит дело с сотворённым существом, поскольку человека могут называть мудрым, тогда как на самом деле он является невежественным, и точно также несправедливого могут называть справедливым судьёй, униженного — всемогущим, низкого — благородным, скупого — щедрым, плохого — праведным, злосчастного — счастливым.
Что же касается Аллаха, слава и хвала Ему, то Он именно таков, как Сам Он охарактеризовал Себя, и Он выше тех описаний, которые дают Ему люди.
На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения содержания этих указаний?
Они подразделяются на четыре части:
1 — Аллах — общее имя, включающее в себя все значения прекраснейших имён, в силу чего все остальные имена являются его атрибутами.
Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Он — Аллах, Творец, Создатель, Придающий форму» (сура «Собрание», аят 24).
Можно привести в пример и другие аяты. По той же причине это имя никогда не употребляется как подчинённое другим именам.
2 — То, что включает в себя какой-нибудь сущностный атрибут Аллаха Всемогущего и Великого. Примером может служить такое имя Всевышнего как Слышащий (ас-Сами,), включающее в себя указание на Его слух, посредством которого, Он слышит все звуки, причём для Него безразлично, тайными они являются или явными.
Другим примером служит такое имя Аллаха как Видящий (аль-Басыр), включающее в себя указание на Его зрение, которому доступно всё то малое и большое, что только можно воспринимагь с помощью зрения.
Третьим примером служит такое имя Аллаха как Знающий (аль-‘Алим). включающее в себя Его всеобъемлющее знание, о котором Аллах Всевышний сказал так: «Не укрывается от Него ничто, даже весом с пылинку, ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном» (сура «Cаба», аят 3).
Что же касается такого имени Аллаха как Могущественный (аль-Кадир),то оно включает в себя указание на Его абсолютное могущество, в силу которого Он может создавать всё, уничтожать всё и т.д.
3 — Такие имена, которые содержат в себе указания на атрибуты действий Аллаха, например, Творец (аль-Халик), Дающий средства к жизни (ар-Разик), Создатель (аль-Бариъ), Придающий форму (аль-Мусаввир) и т.д.
4 — Такие имена, которые содержат в себе указания на то, что Всевышний лишён каких бы то ни было недостатков, например, Пресвятой (аль-Куддус) и Мир (ас-Салям) .
На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения применимости этого к Аллаху Всемогущему и Великому?
Среди этих имён есть такие, которые можно применять по отношению к Аллаху либо по отдельности, либо в сочетании с другими именами. Конкретно имеются в виду такие имена, которые содержат в себе любые указания на атрибуты совершенства, например, Живой (аль-Хайй) и Вечносущий (аль-Каййум), Один (аль-Ахад) и Вечный (ас-Самад) и т.д.
Среди этих имён есть и такие, которые применимы к Аллаху только вместе с другими именами, являющимися их противоположностями, поскольку употребление их по отдельности может внушить мысль о том, что Аллаху присущи те или иные недостатки. Примером могут служить такие имена как Наносящий вред (ад-Дарр) и Приносящий пользу (ан-Нафи»), Принижающий (аль-Хафид) и Возвышающий (ар-Рафи’), Дарующий (аль-Му’ты) и Лишающий (аль-Мани’), Дающий силу (аль-Му’изз) и Унижающий (аль-Музилль) и т.д.
Что же касается таких имён как Наносящий вред, Принижающий, Лишающий и Унижающий, то применять их по отношению к Аллаху по отдельности недопустимо, и они не употреблялись таким образом ни в откровениях, ни в Коране, ни в сунне. К числу подобных имён относится такое имя Всевышнего как Отмщающий (аль-Мунтаким), которое употребляется в Коране в сочетании с другими относящимися к нему словами, примером чего могут служить слова Всевышнего: «Поистине, отомстим Мы грешникам (за всё)!» (сура «Земной поклон», аят 22).
Кроме того, такие имена употребляются в тех случаях, когда используется слово «зу» в сочетании с производным от подобного имени атрибутом, примером чего являются слова Аллаха Всевышнего: «…ведь Аллах — Всемогущий, Обладающий (возможностью) отмщения » ( сура «Семейство Имрана», аят 4).
Из книги Хафиза б. Ахмада ал-Хаками «200 вопросов и ответов по ‘акиде» (вопросы 48-55).
Перевод: Нирша В. (Абдалла) Подготовил: sawab.info