Правдивейшие (Сиддикъун)
Наследники и халифы посланников в их уммах, которые стоят на том, что было ниспослано посланникам, знаниями, деяниями и призывом творений к Аллаху, согласно манхаджу и пути посланников Аллаха. Степень ученых — это высшая степень, после посланничества и пророчества, и это — степень правдивейших (сиддикиййа). И поэтому, Аллах поставил сиддикинов в Своей Книге вместе с пророками. Аллах Всевышний сказал:
«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» Сура «Женщины», аят 69.
И сделал степень сиддикиййа следующей за степенью посланничества. Они и есть призывающие к истине (раббаниййун) и сведущие в знаниях. Это посредники между посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его уммой, они — его халифы и авлияа, его партия и его избранники (хасса), носители его религии. Это те, про которых сказано, что они не перестанут быть на истине, не навредят им те, которые их унижают и ослушиваются их, до тех пор, пока не придет повеление Аллаха, и они будут на своем. Аллах Всевышний сказал:
«Уверовавшие в Аллаха и Его посланников – это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, и им уготованы их награда и их свет». Сура «Железо», 19.
В этом аяте есть остановка после слова «правдивейшие» (сиддикун), после которого начинается следующее предложение «А павшие мученики…» Таким образом, в этом аяте есть два предложения: в первом говорится о тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников, что они являются сиддикин, потому, что совершенная вера нуждается в знаниях (‘ильм), деяниях (‘амаль) и призыве к Аллаху (да’ава), с обучением (других) терпению на этом (пути). Во втором предложении говорится, что мученики у своего Господа и им уготованы награда и свет. Таким образом, степень сиддикинов выше степени шахидов, и поэтому Аллах упомянул сиддикинов раньше шахидов в этих аятах. Также пришло упоминание о их превосходстве над шахидами в хадисе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, где он сказал: “Успокойся Ухуд, ведь на тебе Пророк, сиддик и два шахида!” Поэтому здесь, сиддикиййа как описание лучших творений Аллаха после пророков и посланников, присуждено Абубакру Сиддику. Если бы какая-либо степень была бы выше сиддикия, после пророчества, то она непременно была бы присуждена Абубакру, да будет доволен им Аллах.
Ибн Къайим аль-Джаузийа «Тарик аль-Хиджратайн ва баб ас-Саадатайн», стр. 333.
Перевод: Абу АбдиЛлях, sawab.info