Разница между опекунством и усыновлением
Вопрос: В Америку приезжает много беженцев из Косово, которым помогают христианские организации. Некоторые братья хотели бы взять над ними опеку, приютив их у себя дома и обеспечивая им пропитание, но один шейх говорит, что это запрещено, так как в Исламе усыновление запрещено. Разрешает ли нам Ислам усыновлять сироту без изменения его имени? И считается ли эта сирота ребенком опекуна?
Ответ: Хвала Аллаху.
Есть разница между усыновлением и опекунством над сиротой.
Усыновление — это когда человек берет сироту и делает его таким же, как его родные дети, дает ей свое имя, что делает ему запретным женитьба на родственниках этого человека, его сыновья становятся для этой сироты братьями, а его дочери – сестрами, и т.д. Это из действий времен Первого Невежества и некоторые сподвижники даже остались с этими именами отчимов, как в случае Микдада ибн Асвада. Имя его настоящего отца было Амр, но его продолжали называть Ибн аль-Асвад – именем человека, который усыновил его.
Это продолжалось в первые времена Ислама, пока Аллах не запретил это в известной истории, где Зейд ибн Хариса назывался Зайд бин Мухаммад, он был мужем Зайнаба бинт Джахш, но затем развелся с ней.
Передается от Анаса, что он сказал: «Когда истек срок идды Зайнаба, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Зайду бин Хариса: “Пойди к ней и скажи, что я хочу на ней жениться”. Он пошел к ней и застал ее за сбраживанием теста и сказал ей: “О Зайнаб, обрадуйся! Посланник Аллаха хочет на тебе жениться”. Она сказала: “Я оставлю это тесто и пойду советоваться с моим Господом”, и пошла в свою молельню. Тем временем к ней пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Относительно этого случая было ниспослано: “Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. Веление Аллаха обязательно исполняется!” (Коран, 33:37). Хадис передал Муслим (1428).
Всевышний Аллах запретил усыновление, так как по этой причине теряется знание родословной, а нам велено сохранять родство.
Передали от Абу Зарра да будет доволен им Аллах, что он слышал Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует: «Любой человек, который будет называть другого своим отцом, зная об этом, впадет в неверие, и кто будет называть кого-то своими родственниками, не будучи таковыми, займет свое место в Аду». Хадис приводят аль-Бухари (3317) и Муслим (61).
Под словом «неверие» имеется в виду, что это действие неверных, а не то, что он выходит из Религии.
Также в этом есть дозволение того, что запретил Аллах, и наоборот.
Запрещение усыновленному жениться на дочерях отчима, считая их его сестрами — это запрещение дозволенного, а считать для него дозволенным наследство отчима после его смерти, — это дозволение запрещенного Аллахом, поскольку на наследство имеют право только его кровные дети.
Так же это может привести к вражде и ненависти между отчимом и его детьми, поскольку он лишает их некоторых прав, которые переходят к этому пасынку незаконно, ведь они знают, что он не является законным наследником.
Опекунство над сиротой — это когда человек приводит сироту в свой дом или заботится о нем в другом месте, не считая его своим родственником, не запрещая ему дозволенного и не разрешая запретного, как в случае отчима. Опекун занимает место щедрого благодетеля после Всевышнего Аллаха. Поэтому опекун не подобен отчиму из-за разницы между ними и по причине того, что Ислам побуждает к опекунству сирот.
Сказал Всевышний: “… Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро — хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они — ваши братья. Аллах отличает распространяющего нечестие от творящего добро. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый»” (Коран, 2:220).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что опекунство над сиротой является причиной того, что он будет неразлучно пребывать с ним в Раю.
Передается от Сахла бин Саада, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я и опекун сироты будем в Раю вот так”, указав при этом двумя раздвинутыми указательным и средним пальцами». Хадис передал аль-Бухари (4998).
Следует помнить, что когда эти сироты достигнут половой зрелости, необходимо отлучить их от жен и дочерей опекуна, чтобы не исправить с одной стороны, испортив при этом с другой. Сирота бывает и женского пола — если она красива и начинает испытывать страсть с раннего возраста, то опекун должен следить за своими сыновьями, чтобы они не совершили с ней запретного. Такое тоже бывает, и это приводит к неприятностям, которые трудно исправить.
Мы призываем братьев к опеке над сиротами, ведь это редкое качество, которое имеют лишь те, которым Аллах даровал добро, любовь к благочестию, сострадание к сиротам и малоимущим. Особенно к нашим братьям в Косово и Чечне, которые испытывают нужду страдания, и мы просим Аллаха, чтобы он облегчил им и избавил их от них.
И Аллах знает лучше.
Islam Q&A, фатва № 5201 Перевод: sawab.info