Стремление к постижению религии — признак счастья
Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: «Аллах наставляет в религии того, кому Он желает блага»». Передали аль-Бухари и Муслим. Этот хадис указывает на величайшее достоинство знания, а смысл его заключается в том, что обладание полезным знанием является признаком счастья раба и свидетельствует о том, что Аллах желает ему блага.Понимание религии подразумевает знание основ веры и установлений ислама, а также осведомлённость об истиной сути чистосердечия, поскольку религия включает в себя всё вышеупомянутое. Об этом говорится в хадисе о Джибриле, в котором сообщается о том, что он задал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вопросы о вере, исламе и чистосердечии и получил от него ответы, которые служат определениями всех этих понятий. Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, раскрыл суть веры, указав на шесть её основ, и раскрыл смысл ислама, указав на пять его столпов; если же говорить о чистосердечии, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал, что суть его «в том, чтобы поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то (,помня о том, что) Он, поистине, видит тебя». Хадис приводит Муслим.
Кроме того, это включает в себя стремление к постижению догматов веры, знание о том, чего придерживались в этом отношении наши предшественники, практическое осуществление этого как явно, так и тайно, знание сути вероучений противников этого и способность объяснить, в чём именно они расходятся с Кораном и сунной.
И это включает в себя знание основ и ответвлений фикха, установлений, касающихся религиозных обрядов (‘ибадат), отношений между людьми (му‘амалят), установлений о наказаниях за уголовные преступления и многое другое.
И это включает в себя стремление к постижению истинной сути веры и знание о том, чего следует придерживаться по отношению к Аллаху и что должно соответствовать указаниям Корана и сунны.
И, наконец, это включает в себя стремление к изучению всего того, что может способствовать постижению религии, например наук арабского языка. (Под “науками арабского языка” подразумеваются морфология, синтаксис, стилистика, поэтика, риторика и ораторское искусство).
Того, кому Аллах желает блага, Он наставляет во всех этих вещах и помогает ему в этом.
С другой стороны, смысл этого хадиса указывает на то, что, если человек полностью отстраняется от всех вышеупомянутых наук, это значит, что Аллах не желает ему блага, поскольку Он делает недоступными для человека те средства, с помощью которых можно прийти к благу и обрести счастье.
Из книги Абдурахмана ас-Саади "Радость сердец благочестивых".