Поздравление с праздником до его наступления
Вопрос: Каково шариатское постановление о поздравлении с праздником за день или два до его наступления?
Ответ: Хвала Аллаху.
Поздравление с праздником дозволено (мубахьа) – это передано от некоторых сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
Ибн Къудама, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Ибн ‘Акъиль в тему поздравления с праздником привел хадисы, в том числе хадис от Мухьаммада б. Зияда, который сказал: “Я был с Убу Умамой и другими сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Возвращаясь с праздничной молитвы, они говорили друг другу: Да примет Аллах от нас и от тебя (Такъаббала-Ллаху минна ва минка)”. Аьмад сказал, что иснад этого хадиса хороший (джаййид)». Конец цитаты из «аль-Мугни» (2/130).
Очевидный вывод из действий сподвижников и того, что передано от них, состоит в том, что поздравление с праздником имеет место после праздничной молитвы, и если люди ограничатся следованием примеру сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то это хорошо. И если сделать это раньше, чтобы первым поздравить своего товарища, то очевидно в этом нет ничего плохого, ин ша Аллах, поскольку поздравление с праздником относится к обычаям, где возможен широкий выбор действий согласно господствующим среди людей обычаям.
Аш-Ширвани аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Из его слов о праздничном дне можно сделать вывод, что в дни ат-ташрик (продолжение Праздника Жертвоприношения) и после Праздника Разговения поздравление не требуется. Однако в обычаях людей принято поздравлять в упомянутые дни, и нет причин не делать этого, поскольку целью поздравления является дружелюбие и проявление радости.
Так же из этих слов можно понять, что время поздравлений наступает с рассветом дня праздника, а не предшествующей ночью, хотя есть и другие мнения на этот счет. Так же можно сказать, что в этом нет проблем, если таковы обычаи людей, поскольку он упомянул, что целью поздравлений является дружелюбие и проявление радости. Это подтверждается и желательностью чтения такбира в ночь перед праздником». Конец цитаты из «Хьаваши аш-Ширвани ‘аля тухьфатиль-Мухьтадж» (2/57).
А Аллах знает лучше.
Islam Q&A, фетва № 192665 Перевод: sawab.info