Пост месяца Шавваль
Соблюдение поста в шесть дней Шавваля упоминается в одном из Хадисов Пророка. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто постится месяц Рамадан, и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Хадис передал Муслим).
В высшей степени похвально соблюдать пост в течение шести дней Шавваля, поскольку такой пост заслуживает всяческой благодарности и награды. Тем не менее, не требуется соблюдать пост в течение шести дней последовательно и непрерывно. Можно поститься в любое время месяца, когда вам это будет удобно.
«Неверно предполагать, что нужно отдыхать в течение трех дней, празднуя Ид-аль-Фитр, поскольку торжество Ид-аль-Фитр отмечается лишь один день. Шесть дней поста в месяц Шавваль могут, следовательно, начаться сразу же после Ид, т.е. на второй день Шавваля. В сущности, таковой является позиция многих ученых-богословов. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто постится месяц Рамадан и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года».
Тем не менее, есть ученые, которые не считают абсолютно необходимым начинать добровольный пост в шесть дней Шавваля сразу же после окончания Ид-аль-Фитр. Согласно их мнению, поститься можно в любые шесть дней Шавваля. Также они не считают необходимым соблюдение поста непрерывно на протяжении шести последовательных дней. Поэтому тот, кто постится последовательно или с перерывами, выполняет требования должным образом и получает равноценное вознаграждение.
Оба приведенных выше мнения основываются на достоверных и авторитетных источниках Фикха. Различие в их определениях, следовательно, являются различиями в толковании. Поскольку нигде в данных источниках не содержится явных определений того, что пост Шавваля необходимо начинать сразу же после Ид-аль-Фитр или что он должен соблюдаться в течение шести последовательных дней, основывающиеся на них суждения не должны быть категоричными.
Мы должны признать тот факт, что тайсир (свобода и естественность) является неотъемлемой частью природы Шариата, и, следовательно, мы не обязаны делать правила более строгими, если таковыми они уже не были установлены прежде.
Абу Абдурахман Дагестани Источник: islamhouse.com