Вера нуждается в обновлении
Аль-Хаким сообщил в аль-Мустадрак, и ат-Табарани сообщил в аль-Муджам, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вера изнашивается в сердце любого из вас, также как одежда изнашивается, так просите Аллаха обновить веру в вашем сердце”.
(Хадис передал аль-Хаким в аль-Мустадрак, 1/4; см. также аль-Силсилат аль-Сахихах, 1585. аль-Хайсами сказал в Маджма аль-Заваид, 1/52, “Сообщенный ат-Табарани в аль-Кабир, и его иснад — сахих”).
Он подразумевал, что вера стирается в сердце так же, как стирается и стареет одежда. Сердце верующего иногда сокрушается облаками греха, и так наступает мрак. Это та картина, которую описал для нас Посланник Аллаха (мир и благословения Аллаха ему) в сахих хадисе: “Нет ни одного сердца, которое не закрывалось бы облаком подобно облаку, закрывающему луну, когда она сияет, и так, что внезапно становится темно, но когда оно (облако) уходит, она сияет вновь. ” (Хадис передал Абу Наим в аль-Хилях, 2/196; аль-Силсилат аль-Сахихах, 2268).
Иногда луна закрыта облаками, которые скрывают ее свет, но скоро они уходят и свет луны возвращается, чтобы осветить небо. Точно так же, сердце верующего иногда закрывается темными облаками греха, так что его свет скрыт, и человек оказывается потерянным в темноте, но когда он стремится увеличить свой имаан, и ищет помощь Аллаха, то облако уходит, и свет возвращается, чтобы сиять в его сердце как прежде.
Один из самых важных принципов, который должен быть усвоен, для лечения проблемы слабой веры это то, что вера увеличивается и уменьшается, или возникает и убывает. Это один из основных принципов акиды Ахл аль-Сунна валь-Джамаа (люди Сунны-от пер.), которые говорят, что вера — это то, что говорят в словах, верят в сердце, и переводят в действия.
Вера увеличивается с повиновением и уменьшениями с неповиновением. Есть свидетельство этого в Коране и Сунне, например, Аллах говорит: “ …чтобы они могли расти больше в Вере наряду с их (существующей) Верой …” (Сура 48 «Победа», аят 4) и “…Кому из вас увеличили его веру этим? …” Сура 9 «Покаяние», аят 124).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто бы из вас не увидел злое действие, пусть изменит это своей рукой (действием), и если он не может, тогда своим языком (высказываясь), и если он не может, тогда своим сердцем (чувствуя, что это является неправильным), и это наиболее слабая из веры. ” (Хадис передал аль-Бухари, Фаз, 1/51).
Эффекты повиновения и греха, которые увеличивают и уменьшают веру известны из наблюдений и опыта. Если человек выходит пройтись по рынку, где он смотрит на неприкрытых женщин, носящих косметику, и слышит крики и пустословие людей, потом он идет на кладбище и останавливается, чтобы подумать и позволить своему сердцу смягчиться, он увидит различие между этими двумя обстановками и то, как быстро его сердце изменяется.
Другой фактор в этом обсуждении это слова одного из салафов: “Один из признаков надлежащего понимания, это когда раб заботится о своём имане и обращает внимание на то, что уменьшает его, и знает, когда он увеличивается и когда уменьшается, и узнаёт искушение Шайтана, когда он прибывает к нему. ” (Шарх Нуниях Ибн аль-Каййим Ибном Иса, 2/140).
Важно знать, что, если уменьшение в вере ведет к пренебрежению обязанностями или к выполнению харам дел, это ослабление очень серьезно и нужно покаяться Аллаху и сразу начинать делать что-то с этим. Если это не ведет к пренебрежению обязанностями и к выполнению харам дел, но только влечёт недостаточное выполнение человеком дел мустахаб (рекомендованные), например, то человеку всё равно надо знать, как привести себя в порядок и исправить себя, пока он не возвратится к надлежащему уровню энергии и силы в поклонении. Это то, что мы узнаём из слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Каждое дело имеет энергию и силу, и затем за этой энергией и силой следует замедление. Тот, чьё замедление находится в соответствии с моей Сунной, тот будет в порядке, а тот, чьё замедление ведет к чему-то другому (то есть, делая незаконные или запрещенные дела), тот будет обречен. ” (Хадис передал Ахмад, 2/210; Сахих аль-Тархиб, номер 55).
Многие из тех, кто чувствует, что их сердца тверды, ищут внешнее решение, надеясь, что они могут положиться на других, даже при том, что это в пределах их досягаемости — если они хотят — заботиться о себе самостоятельно. Это должно быть сделано так, потому что иман это отношения между рабом и его Господом.
Из книги Мухаммада Салиха аль-Мунаджид "Слабость Веры" Подготовил: sawab.info