Неужели истина так сложна, что ее невозможно постичь?
Давать обет чему-либо или кому-либо кроме Аллаха запрещается. Поэтому нельзя давать обет ни святым, ни праведникам. Также запрещается совершать обход вокруг их могил, как то делают неграмотные люди, совершая обход вокруг могилы аль-Джúлáни, аль-Хусейна, аль-Бадави, ад-Дусýки и многих других, поскольку это, вне всякого сомнения, является ширком.
Мы видим как это совершается во многих странах, где исповедуют Ислам, теми, кто считает себя мусульманами, следующими Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!). Они отправляются из далеких мест к могилам святых, и к могилам родственников святых, будучи уверенными, что они совершают богоугодное дело, потому что многие лжеученые подталкивают их к этому, говоря, что наш святой желал, чтобы к его матери или брату приходили его последователи.
Мы видим, как люди идут к этим могилам пешком за сотни километров, особенно в месяц Рамадан и в месяц, когда родился Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!).
Мы видим, как они совершают обход вокруг строений, построенных над могилами, и совершают молитвы в самих этих мавзолеях, пусть даже они совершают их ради Аллаха, все равно это запрещено, так как Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) запретил это. При разных мавзолеях существует разные обряды, составленные служителями и смотрителями этих мавзолеев, без которых не существует ни один мавзолей. Не обязательно, чтобы они были одеты в какую-то форму и имели какие-то отличительные знаки.
По указаниям таких служителей и смотрителей каждый, кто приходит туда, узнаёт, что, как и когда делать: они объясняют, сколько раз нужно совершить обход, прежде чем войти в мавзолей, и сколько раз совершить его после выхода; как нужно просить рядом с могилой; как нужно выходить с кладбища; а также рассказывают выдуманные истории из жизни святых, и о творимых ими чудесах, и многое другое, за что большинство из посетителей кладут этим с виду очень набожным людям (как это кажется многим неграмотным верующим и каковыми они и стараются себя выставить) в карман какую-то сумму, которую они с надуманной скромностью и нежеланием принимают.
Мы видим, как вокруг этих могил и внутри самого мавзолея ставят сосуды с водой на какое-то время, после чего забирают, в надежде на то, что вода обретет целительную силу, находясь поблизости от могилы (опять же по учению этих смотрителей) и исцелит больного, от имени которого сосуд и поставлен.
Мы видим, что все то, что находится вокруг могил и на чем можно завязать куски материи, заполнено ими.
Мы видим, как они потирают могилы и мавзолеи руками и затем потирают ими себя, полагая, что это как-то поможет им.
Мы видим, как они покупают дорогие ковры и материи для того, чтобы покрыть ими эти могилы.
Мы видим, что перед этими мавзолеями и могилами совершаются разного рода придуманные после кончины Пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) акты поклонения, которые — как они полагают — приближают их к Аллаху.
И если кто-нибудь возразит мне и скажет, что это глупость и неправда, то пусть он знает, что это пишет человек, которого Аллах наставил на Свой путь, после того как он прошел через все это, и который видел все это своими глазами, хотя никого — Хвала Аллаху! — к этому и не призывал; или пусть он сам отправится в ближайший мавзолей (зиярат) и воочию увидит весь этот бред.
Дорогие братья и сестры, неужели истина так сложна, что ее невозможно постичь? Неужели мы не можем вернуться к Корану и чистой Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) и книгам тех ученых, которые нам подробно, без искажении объяснили, чего от нас требует Аллах и Его Посланник (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!). Ведь Аллах сказал нам, что Он не обязал никого большим чем то, что он может сделать, ведь во многих аятах Корана и в достоверных хадисах Пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) нам сказано, что наша религия легка, так зачем же мы усложняем ее для себя тем, что не из Ислама, тем, что выдумано после завершения основ религии и основ богослужения? Ведь Аллах сказал:
«…Сегодня Я завершил для вас вашу религию и закончил для вас Мою милость и удовлетворился Я для вас Исламом как религией…» (Трапеза, 3).
Ведь миссия Посланника (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) закончилась только после того, как он довел до людей то, что от них требует Всевышний, Всесильный, Определяющий их судьбы Творец. И только после окончании своей миссии, оставив после себя Коран и свою Сунну, которые должны быть тем маяком, который нас наставляет на правильный путь, предупредив своих последователей об опасности и недопустимости нововведений в Исламе, он покинул этот мир, сказав прежде:
«Следуйте моей Сунне, и cунне праведных халифов, ведóмых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками и остерегайтесь нововведений, ведь любое нововведение — это бид’а, а всякое бид’а — заблуждение» Хадис сахúх, Абу Дáвуд (4607), Ат-Тирмизи (2678).
И пусть не обманется никто тем, что некоторые наши так называемые áлимы поощряют или не порицают все это. Мы не станем разбирать то, что заставляет их поощрять или не порицать и не запрещать все это, за все это они ответят перед Аллахом. Единственное, на что хочется обратить внимание единоверцев, это следующее: посмотрите в те книги, которые поясняют Коран и чистую Сунну Пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) без искажения — хвала Аллаху, таких книг много — и постарайтесь найти в них хоть что-то из тех нововведений, которые мы встречаем: требовал ли от нас это Аллах? Требовал ли Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) от нас это? Делал ли он сам это? Делали ли это его верные сподвижники, праведные правители Абу Бакр, Умар, Усман, Али, чьей сунне нам также велено следовать в выше изложенном хадисе? Делали ли это последователи сподвижников (тáби’и) и последователи их последователей (тáби’ут-тáби’и)? Ведь они, по признанию самого Пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), — лучшие из людей после пророков: «Лучшие из людей — это те, кто живет в мою эпоху, а затем те, кто следует за ними, и потом те, кто следует за ними». Аль-Бухари, 3650 и Муслим, 2533.
Разве Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) искал могилы посланников, пророков, святых и праведников, которые были до него для того чтобы совершать рядом с ними все то, что совершают верующие? Напротив, он сказал: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, превративших могилы своих пророков в места для молитв». Разве сподвижники совершали у могилы Пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) то, что мы видим? Или они подчинились его велению и не вводили в религию ничего из того, что в ней не было при нем? Также дело обстоит и с теми, кто следовал за сподвижниками.
Братья и сестры, неужели мы можем полагать, что Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) оставил этот мир, не донеся до нас то, что мы должны совершать, поклоняясь Аллаху? Неужели он не объяснил нам то, что лучше? Неужели то, что мы делаем (полагая что это приближает нас к Аллаху, оставляя все или часть того, что находится в Коране и в чистой Сунне), лучше чем то, что делал и к чему призывал лучший из всего человеческого рода, тот, о котором Аллах сказал: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (Пророки, 107).
И если мы, зная все это, упорно делаем свое, мы тем самым утверждаем, что Всевышний не знал, что и как мы должны делать, поклоняясь ему, а мы знаем (Чист Всевышний от всего этого!), или что Посланник (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) не довел до нас то, что от нас требовал Аллах, и скрыл все это, а это влечет за собой обвинение его в невыполнении той миссии, которую на него возложил Всевышний, а также влечет за собой опровержение всех слов Аллаха, где Он свидетельствует о Своем Посланнике. Все это вводит человека в прямой куфр (неверие).
И если вам скажут, что так делал наш святой и повелел нам делать тоже самое, спросите того кто вам это скажет, и самого себя: когда человек становится святым? Разве это должность, которую ему дают такие же, как и он, люди? Или это то состояние, до которого он поднимается, выполняя все предписания своего Создателя, Всемогущего Аллаха и предписания Его Посланника? Разве может кто-либо стать святым, если не будет жить строго по Шариату? Разве может человек, ставший святым в результате выполнения всех предписаний, который должен призывать к тому же других, разве может он призывать к чему-либо другому, кроме следования за Кораном и чистой Сунной? Разве может святой добавлять что-либо в религию, о совершенстве которой Аллах известил нас в Коране, и убавлять из нее? Разве может святой добавить что-либо в Ислам или убавить что-либо из него, в то время как Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) сказал нам, что нельзя ничего добавлять в Ислам? Разве он стал бы святым, не соблюдай он сам этих заповедей и не призывай он к этому других? Конечно же, нет. Так зачем наговаривать на истинно святых людей и на праведников то, что они не делали и не говорили?
И наконец, мне бы хотелось привести пример из жизни одного моего знакомого, который оставил все нововведения и призывал своих близких к тому же. Он встречал много упреков со стороны родственников и знакомых; они ему говорили: «Неужели ты, молодой, знаешь лучше, чем наши умершие старики, чем наши живые алимы?»
Через некоторое время, когда его родители спросили его о том же, он сказал с почтением: «Мама, спроси моего отца, который на протяжении многих лет употреблял спиртное, курил сигареты и не совершал молитву, приходили ли к нему его близкие родственники, которые среди нашего народа считаются áлимами и пользуются авторитетом, к которым ходят в мечети слушать проповеди, которых зазывают к себе домой читать мовлиды и совершать никáх, приходили ли они к нему, чтобы сказать хотя бы один раз, что пить спиртное запрещено Аллахом и его Посланником, что курить запрещено, что надо совершать молитву?» На это он получил отрицательный ответ, затем он сказал: «Вот так же они не говорят и другим то, о чем говорю я, и то, что они обязаны сказать». И родителям после раздумий ничего не осталось кроме как согласиться со своим сыном, которого Аллах наставил на свой путь.
Дорогие братья и сестры, задумайтесь о тех своих родственниках, которых вы и другие люди считают áлимами. Сколько раз они сказали вам, что нужно жить так, как того требует Аллах, что нельзя употреблять спиртное, что нельзя курить, красть чужое, даже если это государственное, что нельзя торговать спиртным и табачными изделиями, что женщина должна быть одета по всем требованиям Ислама? Сколько раз они сказали своим родственницам, которые с улыбкой накрывают на стол по случаю визита дорогого гостя-áлима и которые скорее раздеты, чем одеты, что им надлежит одеться, как того требует их Создатель? Сколько раз они сказали, что нельзя торговать той одеждой, которую нельзя надевать, не говоря уже о том, что нужно молиться, поститься, выплачивать закат, совершать хадж? Это только малое количество вопросов, которые вы можете задать себе, для того чтобы понять, насколько те люди, на кого вы равняетесь и на кого вы ссылаетесь, близки к своему Создателю.
Многие могут возразить: неужели огромное количество людей, считающих себя мусульманами, и многие из тех, кого считают учеными, неправы? Неужели все те годы, которые мы и наши отцы провели в поклонении Аллаху, были напрасными?
Ответ прост: посмотрите, соответствует ли то, к чему призывают и что делают эти люди, тому, к чему призывал и что делал Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!)? Потому как только это и является Исламом. А то, что многие так делают и делали, — это не доказательство. Оглядитесь вокруг себя, и вы найдете, что даже в мирских делах за ложью следует бóльшая часть людей, ведь это не является доказательством того, что то меньшинство, которое держится за истину, не право. Все просто: нам так легче жить, и поэтому мы не пытаемся вникнуть в истину и бороться за нее. Что же касается наших отцов, которые не знали, то каждому будет зачтено в соответствии с его намерениями.
Не стоит думать, что все áлимы правы, или, что все они не правы, нужно всего лишь посмотреть, слова и дела какого из них совпадают с Кораном и чистой Сунной. Да, вы можете возразить, сказав: как узнать, кто из них прав, кто идет по прямому пути Аллаха? Ответ прост: ищите правду, не живите, закрыв глаза на нее, просите своего Создателя наставить вас именно на тот путь, которым Он доволен, и Он непременно наставит вас на него. Ведь когда вы больны или нуждаетесь в чем-либо, вы не сидите на месте, а ищете все пути, пока не достигнете цели и не решите проблему, проявляя при этом немыслимое усердие, так почему мы с тем же усердием не ищем правду, которая касается нашего Создателя. Пусть Аллах наставит нас на тот путь, которым Он доволен, а того, кого Он наставил, никто не собьет кроме Него, и пусть Он нас не собьет с него.
Из книги Ахмада ибн Хаджар Áлу Бýтáми "Очищение сердца и тела от грязи многобожия и неверия"