Награда соразмерна испытываемым трудностям
Вопрос: Зависит ли награда за пост от того, насколько трудно его соблюдать?
Является ли воздаяние за соблюдение поста одинаковым у Аллаха, или же оно зависит от трудностей, которые претерпевает постящийся? Бывает, что кто-то соблюдает пост в холодных странах и не испытывает при этом жажду, тогда как другой постится в жаркой стране. Я имею в виду только пост, не касаясь других благих деяний, которыми он может сопровождаться.
Ответ: Вся хвала принадлежит Аллаху!
Если поклонение становится сопряженным с какой-либо трудностью, настолько, что, не перенося этой трудности, его невозможно будет исполнить, то по мере увеличения этой трудности будет увеличиваться и награда.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал ‘Аише (да будет доволен ею Аллах!): «Воистину, ты приобретаешь награду соразмерно твоим расходам и претерпеваемым тобою трудностям».
Этот хадис приводит аль-Хаким, а аль-Альбани назвал его достоверным в «Сахих ат-таргыб ва-т-тархиб» (1116). К тому же суть этого хадиса подтверждается тем, что передаётся в достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима.
Ан-Навави в своём комментарии к «Сахиху» Муслима пишет: “Его – мир ему и благословение Аллаха! – слова: «соразмерно претерпеваемым тобою трудностям (или же он сказал: «… твоим расходам»)» — являются ясным указанием на то, что вознаграждение и его надбавка за поклонение увеличиваются с увеличением степени сложности и объёма расходов.
Здесь идёт речь о таком перенесении трудностей, которое не возбраняет шариат. То же самое касается и расходов” (конец цитаты).
Вместе с тем, принцип о соразмерности награды испытываемым трудностям распространяется не на все случаи. Есть такие поступки, награда за которые бывает больше, когда они исполняются более лёгким способом.
Аз-Заркаши в «аль-Мансур фи-ль-кава’ид» (2 / 415 – 419) пишет: “Насколько деяние больше и сложнее, настолько оно и лучше. В хадисе от ‘Аишы – да будет доволен ею Аллах! – сообщается: «Твоя награда соразмерна испытываемым тобою трудностям».
В некоторых случаях наименьшее деяние бывает лучше наибольшего. Из них можно выделить следующие:
— Сокращение молитвы лучше для путника, нежели её полноценное совершение.
— Коллективно совершить молитву один раз лучше, чем совершить её двадцать пять раз единолично.
— Укорачивание двух рак’атов утренней молитвы (имеется ввиду добровольная молитва — прим.) лучше, чем их удлинение.
— Пожертвовать мясом принесённого в жертву животного, отъев прежде от него кусок, лучше, чем отдать всё мясо целиком.
— Чтение в намазе короткой суры лучше, чем чтение части суры, пусть оно и длительное, поскольку из практики Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – известно, что чаще всего он поступал именно так” (цитата с сокращением и изменением).
А Аллах же знает лучше!
Ислам: Вопрос и Ответ, Вопрос № 78247 Источник: destabilizator.livejournal.com