И’тикаф
Ученые единогласны в том, что и’тикаф является узаконенным шариатом поступком. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – каждый Рамадан десять дней соблюдал и’тикаф, а в последнем году своей жизни он соблюдал и’тикаф двадцать дней, о чем сообщают аль-Бухари, Абу Дауд и Ибн Маджах. Его сподвижники и его жены также соблюдали и’тикаф, как вместе с ним, так и после его смерти.
И’тикаф является таким поступком, посредством которого достигают приближения к Аллаху. Однако нет ни одного достоверного хадиса о его достоинстве. Абу Дауд сказал: «Я спросил имама Ахмада: “Известно ли тебе что-либо о достоинстве и’тикафа?”. Он ответил: “Нет, кроме того, что недостоверно”».
Разновидности и’тикафа
И’тикаф бывает желательным и обязательным. Желательный – этот тот, который соблюдается мусульманином с целью приближения к Аллаху, получения вознаграждения и следования примеру Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Наиболее желательным он становится в последние десять дней Рамадана, в соответствии с вышеприведённым хадисом.
Обязательный и’тикаф – это тот, который человек сам сделал для себя обязательным, как посредством общего обета (назру-ль-мутляк), например, словами: «Я обязан перед Аллахом соблюдать и’тикаф столько-то…», — так и посредством связанного с чем-то обета (назру-ль-му’аллик), как например, словами: «Если Аллах исцелит мою болезнь, то я буду соблюдать и’тикаф такое-то время…».
В «сахихе» аль-Бухари приводится, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто даст обет, что будет проявлять покорность Аллаху, пусть проявляет её!». Там же приводится со слов ‘Умара, – да будет доволен им Аллах! – как он сказал: «О Посланник Аллаха, я дал обет, что буду соблюдать и’тикаф одну ночь в мечети аль-Харам», — а Пророк ответил ему: «Исполни свой обет!».
Время соблюдения и’тикафа
Обязательный и’тикаф соблюдается столько, сколько было оговорено в обете. Если обет был дан на то, что и’тикаф будет соблюдаться день или более, то именно столько и нужно будет его соблюдать.
У желательного и’тикафа нет определённого времени. Если пребывать в мечети с намерением на и’тикаф, то он будет считаться состоявшимся, независимо от длительности этого пребывания. И всё то время, что человек будет оставаться в мечети, он будет получать награду.
Если человек выйдет из мечети, а затем вернётся в неё, то ему необходимо будет повторить намерение, если он собирается продолжить соблюдение и’тикафа.
Передают, что Йа’ля б. Умейа говорил: «Если я нахожусь в мечети какой-то промежуток времени, то только соблюдая и’тикаф». ‘Ата сказал: «Если человек сядет в мечети рассчитывая на получение за это награды, то он станет му’такифом (соблюдающим и’тикаф), а иначе нет».
Необязательный и’тикаф при желании можно прерывать в любой момент до завершения означенного намерением срока.
Передают со слов ‘Аишы: «Когда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – хотел соблюдать и’тикаф, он совершал утреннюю молитву (фаджр), а затем заходил в место, предназначенное для его соблюдения. А Однажды, когда он захотел соблюдать и’тикаф в последние десять дней Рамадана, он повелел установить ему в мечети палатку и её установили. Когда я увидела это, то повелела установить палатку и мне, и её установили. Затем то же самое повелели и другие жены Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – и им установили палатки. [После этого], когда Пророк совершил утреннюю молитву, он посмотрел на эти палатки и сказал: “Это еще что? И вы еще хотите быть покорными?”, — а потом повелел, чтобы его палатку разобрали, и повелел чтобы разобрали палатки его жен. После этого он отложил соблюдение и’тикафа на первые десять дней», — то есть, на первые десять дней Шавваля.
То, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – повелел своим женам разобрать палатки и не соблюдать и’тикаф после того, как они вознамерились его соблюдать, свидетельствует о том, что допускается прерывать и’тикаф после того, как уже начато его соблюдение.
Этот хадис также указывает на то, что мужчина вправе запрещать своей жене соблюдать и’тикаф без его разрешения. Этого мнения придерживаются все ученые. Разногласие между ними возникло относительно того вправе ли муж запрещать своей жене соблюдать и’тикаф после того как он дал ей разрешение на его соблюдение. Аш-Шафи’и, Ахмад и Дауд сказали, что он вправе как запретить ей, так и заставить её прекратить соблюдать необязательный и’тикаф.
Условия и’тикафа
Тот, кто соблюдает и’тикаф (будь то мужчина или женщина), должен быть мусульманином, как минимум мумайизом (?), не должен находиться в состоянии полового осквернения, и у него не должно быть в момент соблюдения и’тикафа месячных и послеродовых кровотечений. И’тикаф, соблюдаемый неверным, либо не достигшим тамйиза ребёнком, либо тем, кто находится в состоянии полового осквернения, либо женщиной в период месячных или послеродовых кровотечений, будет недействительным.
Столпы и’тикафа
И’тикаф представляет собой нахождение в мечети с намерением приблизиться ко Всевышнему Аллаху. Не в мечети, или без соответствующего намерения, и’тикаф будет недействительным.
На необходимость наличия соответствующего намерения указывают слова Всевышнего Аллаха: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне» (Св. Коран, 98: 5), — а также слова Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям, и воистину, каждому достанется лишь то, что он намеревался обрести».
На неотъемлемость такого элемента и’тикафа, как нахождения в мечети, указывают слова Всевышнего Аллаха: «Не вступайте с ними в близость, когда вы совершаете и’тикаф в мечети» (Св. Коран, 2: 187). То есть, если бы соблюдение и’тикафа не в мечети было допустимым, то запрет на вступление в половую близость не был бы ограничен и’тикафом в мечети, так как половая близость является обстоятельством нарушающим и’тикаф. Отсюда становится ясно, что смысл обращения сводится к тому, что и’тикаф бывает только в мечетях.
Му’такиф может возвещать азан с минарета, если дверь в него находится в мечети или во дворе мечети, а также может подниматься на крышу мечети, так как всё это относится к ней. Если же дверь в минарет находится за пределами мечети, то при нахождении в этом минарете и’тикаф будет считаться недействительным. По ханафитскому и шафи’итскому мазхабам, а также по одному из высказываний Ахмада, двор мечети считается её частью. По другому высказыванию Ахмада и по мнению Малика, двор к мечети не относится и му’такиф не может в него выходить.
Соблюдение поста му’такифом
Хорошо, когда му’такиф постится. Но если он не соблюдает пост, то это никак не влияет на его и’тикаф.
Аль-Бухари передаёт, как однажды Ибн ‘Умар – да будет доволен Аллах им и его отцом! – сказал: «О Посланник Аллаха, во времена джахилийи я дал обет, что буду соблюдать и’тикаф одну ночь в мечети аль-Харам», — на что Пророк ответил: «Исполни свой обет!».
Веление Посланника Аллаха – мир ему и благословение! – исполнить данный обет свидетельствует о том, что пост не является условием действительности и’тикафа, так как ночью пост не соблюдается.
Время вступления в и’тикаф и завершения его соблюдения
Выше уже говорилось, что у желательного и’тикафа нет строго определённого времени. Если кто войдёт в мечеть и вознамерится посредством присутствия в ней приблизится к Аллаху, то он становится му’такифом, и будет пребывать в и’тикафе пока не выйдет из мечети.
Если он вознамерится соблюдать и’тикаф последнюю декаду Рамадана, то он должен зайти в место соблюдения своего и’тикафа до того, как зайдёт солнце.
Аль-Бухари передаёт со слов Абу Са’ида, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто из вас желает соблюдать и’тикаф по моему примеру, пусть соблюдает его в последние десять [ночей Рамадана]».
Первая из последних ночей Рамадана – это двадцать первая или двадцатая ночь.
Также сообщается в хадисе, что когда он – мир ему и благословение Аллаха! – вознамерился соблюдать и’тикаф, он прежде совершил утреннюю молитву, а затем зашел в место соблюдения и’тикафа. Имеется ввиду, что он заходил в мечеть и направлялся в то место внутри неё, которое он специально подготовил для и’тикафа.
Как говорят Абу Ханифа и аш-Шафи’и, для полноценного завершения и’тикафа последних десяти суток Рамадана, соблюдающий его должен выйти из мечети после того, как в последний день этого месяца зайдёт солнце.
Малик и Ахмад сказали, что если он выйдет после того, как зайдёт солнце, его и’тикаф будет засчитан как полноценный, однако, по их мнению, ему всё же желательно остаться в мечети до тех пор, пока он не выйдет на совершение праздничной молитвы (саляту-ль-‘ид).
Ибрахим сказал: «Предшественникам нравилось, когда тот, кто соблюдал и’тикаф последние десять дней Рамадана, оставался в мечети в ночь на праздник разговения, а затем сразу из мечети отправлялся в мусаллю (место, предназначенное для совершения праздничной молитвы).
Тот, кто даст обет соблюдать и’тикаф один день или определённое количество дней, либо же вознамерится соблюдать желательный и’тикаф один день или некоторое оговорённое количество дней, должен приступить к своему и’тикафу до того, как он увидит, что наступил рассвет, а завершить и’тикаф – как только солнечный диск скроется за горизонтом, независимо от того, делается ли это в Рамадане, или в другом месяце.
А кто даст обет, что будет соблюдать и’тикаф одну ночь или некоторое определённое количество ночей, или же вознамерится соблюдать желательный и’тикаф одну ночь или определённое их количество, тот должен приступить к его соблюдению до того, как солнечный диск полностью зайдёт за горизонт, а завершает его – после того как увидит, что наступил рассвет.
Ибн Хазм сказал: «Это потому что ночь наступает после захода солнца и завершается с появлением рассвета, а день наступает с появлением рассвета и завершается заходом солнца, и ни на кого ничто из и’тикафа не возлагается, кроме того, что он сам сделает для себя обязательным, или вознамерится соблюсти».
Для того, кто даст обет соблюдать и’тикаф целый месяц, или вознамерится соблюдать столько же желательный и’тикаф, исчисление месяца наступает с первой его ночи. Он начинает соблюдать и’тикаф до того, как солнечный диск полностью зайдёт за горизонт и завершает после того, как полностью зайдёт солнце в последний день месяца, независимо от того совершается ли это в Рамадане, или в другом месяце.
То, что нарушает и’тикаф
И’тикаф нарушают следующие обстоятельства:
1. Умышленный выход из мечети без крайней необходимости хоть даже на короткий промежуток времени. Этим действием нарушается пребывание в мечети, которое является столпом и’тикафа.
2. Вероотступничество. Оно нарушает и’тикаф так как вообще нарушает поклонение, а также потому что Всевышний Аллах сказал: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния» (Св. Коран, 39: 65).
3, 4 и 5. Потеря рассудка, по причине сумасшествия или опьянения, а также наступление месячных и послеродовых кровотечений. Это нарушает и’тикаф так как нарушает условия его действительности, такие как наличие здравого рассудка и отсутствие месячных и послеродовых кровотечений.
6. Половой акт. На это указываю слова Всевышнего Аллаха: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха, не приближайтесь к ним» (Св. Коран, 2: 187).
Нет ничего такого в том, чтобы просто прикоснуться к жене без вожделения, так как одна из жен Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – расчесывала его, когда он соблюдал и’тикаф.
Что касается поцелуя и прикосновения к жене с вожделением, то, по словам Абу Ханифы и Ахмада, допускающий такие поступки совершает грех, поскольку он совершает то, что в его положении ему запрещено, однако его и’тикаф от этого не нарушается, если при этом не было семяизвержения. Малик сказал, что даже если эти деяния не приводят к семяизвержению, они всё равно нарушают и’тикаф по той причине, что являются запрещенным сближением. От аш-Шафи’и передаются два разных высказываний по этому поводу, и эти его высказывания такие же как и два упомянутых выше утверждения.
Восстановление и’тикафа
Кто приступит к соблюдению желательного и’тикафа, а затем прервёт его, тому желательно восстановить его. Также говорят, что он обязан его восстановить.
Ат-Тирмизи сказал: «Ученые расходятся в вопросе прерывания му’такифом своего и’тикафа до завершения обозначенного намерением срока. Малик говорит, что если и’тикаф был нарушен, то его обязательно надо возместить, и обосновывает это хадисом, в котором сообщается о том, как Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – прервал свой и’тикаф, а потом восстановил его десятидневное соблюдения в месяце Шавваль.
Аш-Шафи’и говорит, что если человек не давал обета соблюдать и’тикаф, и не сделал ничего такого, чем бы он мог обязать сам себя соблюдать его, а соблюдал его исключительно добровольно, то в случае прерывания он не обязан возмещать его, но, если хочет, может и возместить.
Аш-Шафи’и также говорил: “Любое желательное дело ты можешь не совершать, а если ты приступил к его совершению, а затем прервал, то ты не обязан его возмещать, если только это не хадж и ‘умра”».
Что касается того, кто дал обет один или несколько дней соблюдать и’тикаф, затем приступил к его соблюдению и нарушил его, то, по единогласному мнению всех имамов, он обязан возместить этот и’тикаф.
Если же он умрёт прежде, чем возместит его, то за него этот его нарушенный и’тикаф не возмещают.
Му’такиф может занять себе место в мечети и установить там палатку
1. Ибн Маджах передал от Ибн ‘Умара, – да будет доволен Аллах им и его отцом! – что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, соблюдал и’тикаф в последней декаде Рамадана, и, как сказал ан-Нафи’, ‘Абдуллах б. ‘Умар показал ему то самое место, где находился Посланник Аллаха, когда соблюдал и’тикаф.
2. Также передают с его слов, что когда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – соблюдал и’тикаф, он стелил для себя постель [в мечети] или ставил себе кровать позади столба покаяния (устувана-т-таубати).
3. Передают также со слов Абу Са’ида аль-Худри, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – соблюдал и’тикаф, находясь под турецким шатром (куба туркийа), на дверях которого висел кусок ткани.
Сайид Сабик «Фикху-с-Сунна» (с сокращениями) Перевод: destabilizator.livejournal.com