Ее выдал замуж дядя по матери в присутствии ее брата и в неведении ее отца, который не молится
Вопрос: Юноша посватался к девушке, но когда дело дошло до брачного договора, отец отказал юноше и отказался заключить с ним брачный договор. Однако девушка, ее мать и брат хотят завершить брачный договор. Для этого они ушли от отца, который отказался заключать договор, оставив свой дом и сняв квартиру. Брачный договор состоялся в присутствии брата и дяди по матери, который играл роль опекуна (вали), объясняя это тем, что отец не молится, и они не хотят, чтобы он был ее опекуном. Насколько достоверен этот договор?
Ответ: Хвала Аллаху.
Во-первых: обязательным условием в брачном договоре является опекуна (вали) женщины или его уполномоченный (вакил), согласно словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не действителен брак без опекуна». Приводят Абу Дауд (2085), ат-Тирмизи (1101), Ибн Маджа (1881), из хадиса Абу Мусы ал-Аш’ари; достоверность хадиса подтвердил ал-Албани в «Сахих ат-Тирмизи».
Так же его слова, да благословит его Аллах и приветствует: «Какая бы женщина не вышла бы замуж без согласия своего опекуна, ее брак не действителен, ее брак не действителен, ее брак не действителен!». Приводят Ахьмад (24417), Абу Дауд (2083), ат-Тирмизи (1102); достоверность хадиса подтвердил ал-Альбани в «Сахих ал-Джами’ (2709).
Опекуном женщины считается ее отец, затем его отец, затем ее сын, затем его сын (это если у нее есть сын); затем ее брат по отцу или матери, затем ее брат по отцу, затем их сыновья; затем дяди по отцу, затем их сыновья, затем дяди отца (по линии его отца), затем правитель. См. «ал-Муг’ни (9/355).
Во-вторых: Полностью оставивший молитву является неверующим, согласно более достоверному мнению ученых. Исходя из этого, он не может быть опекуном, потому, что неверующий не имеет права быть опекуном мусульманки, согласно консенсусу (иджма). Ибн Къудама – да помилует его Аллах – сказал: «Неверующий никогда не может быть опекуном мусульманки – в этом есть консенсус ученых, среди них имам Малик, аш-Шафии, Абу ‘Убайд и др. Сказал Ибн ал-Мунзир: «Все ученые, у которых мы берем знания, сошлись в одном мнении касательно этого». См. «ал-Муг’ни» (9/377).
Сказал шейх Ибн Усаймин, да помилует его Аллах: «Если он не молится, то не имеет права заключать брачный договор ни одной из его дочерей. Если он заключил его, то этот договор считается недействительным, потому, что согласно одному из условий опекуна мусульманки, он должен быть мусульманином». См. «Фатава Нур ‘аля ад-Дарб».
В-третьих: Если ее брат совершеннолетний и с полноценным разумом – он ее опекун, а если он сделал своим уполномоченным (вакил) дядю по матери, то договор считается действительным. Дядя по матери не относится к тем родственникам, кто имеет право быть ее опекуном, и он может выдать замуж женщину только в двух случаях:
1. Если его уполномочил (сделал вакилем) ее опекун. Если он не уполномочивал его, но опекун присутствовал при заключении им договора, будучи этим доволен, то это может означать полномочность и разрешение. Потому, что молчание — знак согласия.
2. Если брачный договор заключался в исламской стране, где считается правильным договор, заключенный дядей по матери для своей племянницы, или считается правильным договор, заключенный без опекуна. Потому, что решения правителя в вопросах иджтихада должны беспрекословно исполняться.
См. так же ответы на вопросы № 98354 и 2127.
И Аллах знает лучше.
Islam Q&A фатва № 153602 Перевод: Абу Абдиллях,sawab.info