Можно ли выплатить закат аль-фитр деньгами?
Основа в закате аль-фитр — выплачивание едой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать его едой, как это пришло в нескольких хадисах. Один из них приводят аль-Бухари (1503) и Муслим (984), от Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел выплачивать закат аль-фитр саа фиников или саа ячменя».
Еще такой же хадис от аль-Бухари (1506) и Муслима (985), который передал Абу Саид аль-Худри, да будет довлен им Аллах: «Мы выплачивали закат аль-фитр саа еды, или саа ячменя, или саа фиников, или саа творога, или саа забиба». Поэтому мнения ученых, насчет выплаты заката аль-фитр деньгами, резделились на три мнения:
Первое мнение: нельзя выплачивать деньгами. Это мазхаб Маликитов, Шафиитов и Ханбалитов.
Второе мнение: можно выплачивать деньгами. Это мазхаб Ханафитов, одно из мнений Шафиитов и Ханбалитов.
Третье мнение: можно выплачивать деньгами, если в этом есть нужда или польза. Это одно из мнений мазхаба Имама Ахьмада, этого же мнения придерживался шайх Ислама Ибн Таймиййа.
Каждая из сторон приводит свои доводы. Те, кто запрещают выплату закат аль-фитр деньгами, обосновывают свое мнения поверхностным смыслом хадисов, где есть повеление выплачивать закат аль-фитр едой.
Те, кто разрешают выплачивать закат альфитр деньгами, говорят, что целью выплаты заката аль-фитр является обеспечение бедняка в день ‘Ид аль-Фитр (праздник разговения), а выплата деньгами – это наилучший способ обеспечения.
А те, кто разрешают выплачивать закат аль-фитр деньгами, если есть нужда или польза, говорят: «Конечно, основа в закате аль-фитр – выплата едой, но если в этом есть нужда или польза, то вместо этой основы можно выплачивать деньги. Они обосновывают свое мнение несколькими свидетельствами (из Сунны), одно из которых передал аль-Бухари, что Муаз Ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал жителям Йемена, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал его к ним: «Дайте мне в качестве заката рубахи или ношеную одежду вместо ячменя и кукурузы, — это будет легче вам и лучше для сподвижников посланника Аллаха в Медине».
Так же из того, что подкрепляет мнение о разрешении выплаты заката аль-фитр деньгами, если есть нужда или польза, — это то, что выплата его едой доставляет трудности, а трудности отвергаются в нашем Шариате. И поэтому это мнение, т.е. дозволенность выплачивания деньгами, если есть нужда или польза, более близка к истине, потому, что в ней предусмотрены все доводы, осуществление пользы и устранение трудностей.
И Аллах знает лучше.
Источник: Сайт шайха Халида аль-Муслиха Перевел Абу АбдиЛлях для sawab.info