Некоторые желательные действия (сунны) во время поста
1. Если кто-либо начнёт ругать постящегося человека или драться с ним, то ему желательно ответить на это добром, сказав: «Я постящийся». Аль-Бухари (под № 1894) и Муслим (под № 1151) приводят хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост – это щит, и путь (постящийся) не сквернословит и не ведет себя глупо. А если какой-то человек будет драться с постящимся или бранить его, то пусть ответит ему дважды: „Поистине, я пощусь“. Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха Всевышнего, чем благоухание мускуса, (и Аллах говорит): „Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост (он соблюдает) для Меня, и Я воздам за него, а за доброе дело (воздаяние будет) десятикратным!“».
2. Соблюдающему пост желательно принимать пищу до рассвета (сухур). Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Принимайте пищу перед рассветом, так как в сухуре благодать» (приводит аль-Бухари под № 1923 и Муслим под № 1095).
3. Принятие пищи желательно приближать к рассвету, то есть оттягивать сухур. Передаётся со слов Анаса, что Зейд ибн Сабит, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Мы вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, приняли пищу до рассвета, а после он встал на молитву», тогда я (то есть Анас) спросил: «Сколько времени прошло между призывом на молитву (азаном) и сухуром?», он ответил: «Прошло столько, сколько было бы достаточно для прочтения пятидесяти аятов» (приводит аль-Бухари под № 1921).
4. Желательно спешить с разговением (ифтар). Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением» (приводит аль-Бухари под № 1957 и Муслим под № 1098). Более подробно можно посмотреть в вопросе под № 49716.
5. Желательно разговляться свежими финиками, если нет свежих, то сушенными, а если нет и этого, то водой. В хадисе от Анаса, да будет доволен им Аллах, сказано: «Пророк до совершения молитвы разговлялся свежими финиками, если не было свежих, то сушенными, а если не было и сушенных, то несколькими глотками воды» (приводит Абу Дауд под № 2356 и ат-Тирмизи под № 696; в «Аль-ируа» аль-Албани сказал, что это хороший хадис).
6. При разговении желательно говорить то, что передаётся в Сунне. Перед разговением необходимо помянуть Аллаха, что является обязательным, так как это приказ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается хадиса, в котором приводится следующая мольба «О Аллах, ради тебя я соблюдал пост, и разговелся тем, что Ты дал мне из пропитания. О Аллах, прими от меня (мой пост), воистину, Ты – Слышащий и Знающий», то он слабый. Об этом сказал Ибн Кайим в «Зад аль-ма‘ад» (т. 2, с. 51). Также приводится хадис с мольбой «Ушла жажда, и вены увлажнились, и награда гарантирована, если пожелает Аллах» (приводит Абу Дауд под № 2357 и аль-Бейхаки (т. 4, с. 239); аль-Албани в «Аль-ируа» сказал, что это хороший хадис).
Также есть хадисы, в которых говорится о достоинствах мольбы (ду‘а) постящегося человека. Среди подобных хадисов:
1. Передаётся от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мольбы трёх людей не отвергаются: мольба родителя (за своего ребенка), мольба постящегося и мольба путника» (приводит аль-Бейхаки (т. 3, с. 345); аль-Албани в «Ас-сильсиля ас-сахиха» под № 1797 сказал, что хадис достоверен).
2. Абу Умама передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину при каждом разговении Аллах освобождает людей от огня» (приводит Ахмад под № 21698; аль-Албани в «Сахих ат-таргыб» (т. 1, с. 491) сказал, что хадис достоверный).
3. Абу Са‘ид аль-Худри передал, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Воистину, каждый день и каждую ночь (месяца Рамадан) Аллах освобождает людей от огня, и у каждого раба Аллаха есть молитва, которая принимается» (приводит аль-Баззар; аль-Албани с «Сахих ат-таргыб» (т. 1, с. 491) сказал, что хадис достоверный).
Ислам: вопрос и ответ, фатва № 39462